double arrow

Основные компоненты психологической культуры

Рассмотрим основные компоненты психологической культуры личности [1, 210-212].

1. Презентативный компонент, образует комплекс представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования; стереотипы восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, в том числе индивидуальных особенностей психики. Он включает в себя также представления о влиянии на личность социума, группы, семьи, представления о психическом здоровье, психических расстройствах и заболеваниях.

Презентативный компонент является одной из важнейших составляющих личностной картины мира - целостного представления о мире и способах поведения, учитывающего различные силы этого мира (природные, социальные, сверхъестественные).

В качестве составляющих презентативного компонента могут быть рассмотрены:

а) представления о психике вообще, о ее универсалиях, природе, о половых и возрастных различиях психики;

б) представления о групповых особенностях психики: этнических, профессиональных, свойственных референтной группе и т.д.;

в) представления о собственной психической индивидуальности. Источниками наполнения презентативного компонента являются: собственный опыт, обыденные знания, полученные из общения, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, иллюзии, предрассудки.

2. Регулятивный компонент, включает в себя способы контроля над психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья.

Регулятивный компонент психологической культуры личности представлен эталонами и нормами, которым придается статус обязательных. Отклонение от норм контролируется с разной степенью жесткости, Это в первую очередь относится к эталонам психологической саморегуляции. У субъекта, принадлежащего к той или иной общности людей, складываются собственные эталоны психологической культуры, культуральные установки.

Они формируются под влиянием эталонов, принятых в данной общности, но содержат индивидуальные модификации, возникающие под влиянием микросоциума и личного опыта, личностных и индивидуальных особенностей.

3. Формирующий компонент образуют цели, принципы и методы развития психики, традиции ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики.

Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны. Они исторически и этнически обусловлены. Каждый этнос имеет свои доминанты в этом компоненте психологической культуры, например: европейские этносы - интеллектуальное развитие, Индия, Китай, Япония - совершенствование саморегуляции, арабский Восток - коммуникативная компетентность, искусство общения, Древняя Греция - гармонизация психики в целом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: