Структура личности. Термин «психоанализ» имеет три значения

ПСИХОАНАЛИЗ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Термин «психоанализ» имеет три значения:

1) теория личности и психопатологии,

2) метод терапии личностных расстройств и

3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Уровни сознания: топографическая модель

Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознателъного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Три основные структуры: ид, эго и суперэго.

ИД. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности.

ИД функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивнымибиологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ИД – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам.

Фрейд рассматривал ИД в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь». ИД выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

ЭГО (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.ЭГО стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. ЭГО получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.

Таким образом, ЭГО помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.

В отличие от ИД, природа которого выражается в поиске удовольствия, ЭГО подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ИД в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.

СУПЕРЭГО. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования СУПЕРЭГО (от лат. «super» — «сверх» и «ego» — «я»).

СУПЕРЭГО — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения.

С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с СУПЕРЭГО. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами.

Фрейд разделил СУПЕРЭГО на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической само­оценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать.

Поощрительный аспект СУПЕРЭГО - это эго-идеал.

Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.

СУПЕРЭГО считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: