Продолжение 2-го вопроса гуманистической теории личности А. Маслоу

4. Служение - это жизненная сила. А не просто любимое дело.

5. Отстраненность. Потребность в уединении. Могут спокойно и безболезненно переносить одиночество. Любят одиночество. Они обладают способностью к концентрации, которая порождает:

- умение забывать о тревогах, волнении.

- отрешенность (даже в критических ситуациях люди не страдают бессонницей). Отстраненность может стать причиной затруднения в его общении с обычными, нормальными людьми. Сам принимает решение и сам прокладывает дорогу в жизнь.

6. Автономия (независимость от культуры и среды). Главные мотивы: не дефицитарные потребности (которые находятся в самом низу иерархии), а мотивы роста. Эти люди почти не зависят от влияния обстоятельств, от др. людей, от культуры в целом. Независимость от среды означает устойчивость перед лицом неблагоприятных обстоятельств.

7. Свежий взгляд на вещи. Обладает способностью постоянно радоваться жизни. В их восприятии всегда свежо и наивно.

8. Мистические и внешние переживания. В переживании самоактуализации человека нет божественного промысла или влияния каких-либо сверхъестественных сил. Эти переживания имеют под собой естественную природу.

9. Чувство общности. Самоактуализирующийся человек ощущает себя членом большой
семьи, воспринимает людей. Как своих братьев. Именно потому, что он любит их, их
недостатки и глупости его огорчают, и даже выводят их себя, прощает людям их слабости, так
как понимает, что других братьев у него нет.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующийся человек способен
полностью забыть о своих проблемах, он сливается с близкими ему человеком, растворяется в
нем, становится его частью. Одно из непременных условий: соответствие партнера. У него
очень мало друзей. Высокая требовательность к качеству отношений.

11. Демократический характер. Общаются с другим человеком не зависимо от уровня образования, политических убеждений, цвета кожи и т.д.

12. Умение отличать средство от цели. Самоактуализирующиеся люди - это люди целеустремленные, но это не значит что для достижения цели они могут использовать любые средства.

13. Философское чувство юмора. Не когда не будет смеяться и улыбаться над плоскими шутками, которые высмеивают поведение другого человека. Самоактуализирующийся человек любит легкий юмор, с оттенком грусти.

14. Креативность - это способ мировосприятия, взаимодействия со средой.
Самоактуализирующийся человек в любой акт вносит элементы творчества.

15. Сопротивление культурным влияниям. Самоактуализирующийся человек существует в
рамках конкретной культуры, и в то же самое время он сопротивляется ее влиянию, в какой-то
степени он отчужден и не зависим от нее. Мода, стиль, прически - это не существенные вещи
для самоактуализирующегося человека. Самоактуализирующиеся люди спокойно и
равнодушно принимают культуру, в которой они живут и постоянно трудятся во имя ее
совершенствования. Они не противопоставляют себя обществу и не борются с ним, они
чувствуют себя частью этого общества и стараются сделать лучше. Но если она потребует
перешагнуть через себя, то человек может снять с себя маску приличий.

Тема: Феноменологическая теория личности К. Роджерс (1902 - 1987) План:

1. Актуализация и «Я» концепция в теории К. Роджерса.

2. Основные условия личностно-центрированной терапии (на следующей лекции).

Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно довлело над ним тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что — то выльется, пришлось довольно долго.

Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей. Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разного рода сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности.

Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, — писал он, — меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, по счастью, я не встречался тогда с психиатрами» (Rogers. 1980. Р, 30).

И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию (Rogers. 1967). Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо. Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теории и метод психотерапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: