Гармоническая связь между внутренним и внешним дыханием

Под внутренним дыханием я имею в виду дыхание даньтянь, некоторые называют его дыханием животом, я считаю, что понятие «дыхание животом» не точно отражает характерные особенности дыхания даньтянь, поскольку, хотя даньтянь и находится в нижней части живота, но это не весь живот. Внешнее дыхание это дыхание легкими и дыхание через поры кожи. Какой из этих трех типов дыхания основной, какой является осью? Обычно люди, и это естественно, считают, что дыхание легкими является главным, поскольку как только дыхание легкими останавливается, то и жизнь тоже прекращается. Однако если говорить о людях, практикующим нэйгун и тайцзицюань, то для них главным является дыхание даньтянь.

Старинные мастера тайцзицюань придавали огромное значение внутреннему дыханию, хотя они и не называли его «дыхание даньтянь». Чэнь Синь писал: «Из почек выходит, в почки входит – вот истинная регуляция» («Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь»). Ян Чэнфу писал: «Ци может входить в даньтянь, даньтянь – это постоянный орган управления ци, отсюда разделяется и транспортируется в четыре конечности и сто костей, обращается по всему телу» («Методы применения тайцзицюань»). В обоих комментариях делается акцент на разъяснении главной функции дыхания даньтянь (или еще его называют «межпочечное движение ци»). Господин Сунь Лутан еще более полно писал по этому вопросу: «После практики цюаньшу, точка дыхания по-прежнему находится в даньтянь», «Внутреннее и внешнее – всегда единая ци», «Практика внутреннего дыхания, суть вращения колеса, сознание устремляется в даньтянь, дух использует дыхание и вращается», и еще: «Кулачное искусство и путь пестования пилюли это единый принцип» («Разъяснение истинного смысла сознания в кулачном искусстве»). Господин Чэнь Факэ говорил: «Внутреннее не движется – внешнее не выбрасывает, поясница не двигается – кисти не выбрасывают», а учитель Чэнь Чжаокуй, когда говорил об этом, то называл это «внутренним вращением даньтянь», что все движения должны быть «связаны с управлением из даньтянь», то есть они также упирали на главенство внутреннего дыхания.

Итак, как же все-таки взаимодействуют и координируются внутреннее и внешнее дыхание? Автор долгое время вникал в эту проблему и пришел к выводу, что эта связь - непрекращающаяся взаимная стимуляция «нагнетания к наполненности».

Последние научные исследования, прошедшие реальные научные испытания, выдвигают новый лозунг: «Жизнь заключается в колебаниях». Применяемый в дыхательных упражнениях туна в качестве источника колебаний, даньтянь служит источником и центром, приводящим во вращение ци, распространяя ее по всему телу, позволяя людям находясь в таких «колебаниях» укреплять здоровье и продлевать жизнь («Физическая культура во всем мире», 1991 г., № 1). Постулат «Ци полагается нагнетать к наполненности» трактуется как характерная особенность основы дыхания в тайцзицюань, и объясняет основную форму и взаимную связь внутреннего и внешнего дыхания. Фактически «нагнетание к наполненности (или «пульсация») проявляется во всеобщем процессе смены старых вещей на новые, «нагнетание к наполненности» ни что иное, как форма проявления единства противоположностей расширения и сжатия. В системе дыхания человеческого организма, вдох и выдох это единство противоположностей, внутреннее и внешнее дыхание это единство противоположностей. В свое время Ф. Энгельс в книге «Диалектика природы» писал, что расширение и сжатие это основная форма движения Функция человеческого дыхания не составляет исключения. Вне зависимости от того внутреннее это дыхание, или внешнее, в момент, когда человек выдыхает, это обязательно сопровождается сжатием (вдох); в момент вдоха, соответственно организм получает со свежим воздухом кислород, и это сопровождается расширением (выдох). Это расширение и сжатие похоже на двух неразлучных влюбленных людей, которые всегда сопровождают друг друга и неразрывно связаны один с другим. Они (расширение и сжатие) взаимно стимулируют друг друга, противоположны, но едины, отсюда складывается периодичное, ритмическое, спиралевидное «нагнетание к наполненности». В процессе практики тайцзицюань происходит то же самое и с дыханием, это связь между дыханием даньтянь и дыханием легких, которое сопровождается расширяющимся и сжимающимся спиралевидным «нагнетанием к наполненности».

Гармоничную взаимосвязь между внутренним и внешним дыханием я попытаюсь описать нижеследующим:

Вдох: Легкие расширяются, низ живота (даньтянь) сжимается, миллионы альвеол в легких впитывают кислород и другие питательные вещества, которые попадают в кровь и циркулируют по капиллярам и сосудам. Циркулирует по каналам цзиньло и изначальная ци, опускаясь и возвращаясь в даньтянь. Вместе с тем, расширение легких и груди также стимулирует изначальную ци из даньтянь опускаться вниз, назад, примкнуть к меридиану думай и подниматься по дуге вверх. Это как раз то, о чем написано в «Суждениях о кулачном искусстве»: «Ци прилипает к позвоночнику», «собирается в позвоночник», а также то, что в боевом применении называется «входящим усилием - цзинь». Одновременно изначальная ци идет вдоль трех янских меридианов рук, вдоль трех иньских меридианов ног, «ци возвращается в даньтянь», снова через точку хуэйинь поднимается и входит в меридиан думай, ци сгущается (концентрируется) в точке минмэнь (нижняя половина «малого оборота небес»).

Выдох: Легкие сжимаются, выдыхается мутная ци, низ живота (даньтянь) раздувается, к тому же появляется ощущение распивания в точке минмэнь (позвоночнике) (равным образом в этот момент ее расширение также побуждает внутренние органы очиститься от мутной ци). Вместе с этим, изначальная ци продолжает погружаться в даньтянь, изначальная ци из меридиана думай разделяется. Одна часть «ци пронизывает четыре макушки», «сила излучается позвоночником». Другая ее часть поднимается вверх в байхуэй (или в точку дачжуй) и снова опускается по дуге спереди в даньтянь (верхняя половина «малого оборота небес»). Одновременно изначальная ци идет вдоль трех янских меридианов ног, трех иньских меридианов рук, «ци пронизывает четыре макушки». «Пронизывание ци четырех макушек» с точки зрения «вскармливания жизни» это свободная циркулирующая проходимость ци через меридианы, с точки зрения боевого применения это «исходящее усилие – цзинь». В «Суждениях о кулачном искусстве» по этому поводу сказано: «сила излучается позвоночником», «сила достигает четырех макушек», стопы давят, кисти выпускают силу, верх и низ соответствуют друг другу, один за другим пронизываются все сочленения, укрепляются восемь сторон, внутренняя сила выпускается наружу. В «Даодэ цзин» Лао Цзы об этом также сказано: «Выдох соединяется с Небесными корнями», что древние трактовали, как «грудь сообщается с космосом».

Подобное чередование выдоха и вдоха – это две половинки круга, составляющие один целый круг, т.е. «малый оборот небес» (или «большой оборот небес», или же «мельчайший оборот небес»), который похож на «знак тайцзи», состоящий из двух рыбок инь - ян. Рыбка инь расширяется – рыка ян сжимается и наоборот. Дыхание даньтянь и дыхание легких, которое включает и дыхание порами кожи («легкие управляют кожей и волосами») это инь и ян, они динамично скоординированы, взаимно стимулируют друг друга и нагнетают до наполненности, при этих условиях «инь и ян порхают», отсюда стимулируется жизнедеятельность человеческого организма, развивается сила.

Для того чтобы дать обобщающий образ взаимосвязям внутреннего и внешнего дыхания, мне хочется привести пример работы мехов для раздувания огня, при приготовлении блюд в народной китайской кухне. Такое раздувание мехов похоже на человеческое дыхание: в момент поступательного движения в отверстие поступает воздух, глубокий вдох, одновременно внутренняя ци проходит через отверстие и дует на очаг; в момент растягивания мехов одна часть воздуха выходит через отверстие, другая, большая часть проходит через отверстие и снова дует на очаг. Благодаря этому, вне зависимости от того, вдох это или выдох, истинная ци поступает в даньтянь, который переплавляет сущность – цзин в пневму – ци, тогда, опираясь на функцию нагнетания дыханием легких, стимулируется концентрация истинной ци в даньтянь, ее диссипация и движение. Дыхание даньтянь также хорошо рассматривать на примере работы мехов, оно опирается на действие нагнетания ци апостериорного дыхания, позволяя изначальной ци циркулировать и концентрироваться. Вне зависимости от того, вдох это или выдох, ци должна погружаться в даньтянь, поэтому во время практики тайцзицюань низ живота, не важно на вдохе или на выдохе, всегда должен быть надут, реализуя требование «снизу полное, сверху пустое». Даже когда одна часть ци из меридиана думай «проникает в четыре верхушки», другая часть проходит через меридиан жэньмай и возвращается в даньтянь. Одновременно, функция нагнетания даньтянь через последовательное раскрытие – сжатие в свою очередь стимулирует полноценное развитие функции дыхания легких. Взаимное побуждение непрекращающегося действия мехов всемерно способствует непрерывной беспрепятственной циркуляции жизненной силы по всему телу. Разумеется, работа мехов не в полной мере отражает дыхание человека, у них лишь линейное поступательно – возвратное действие, циркуляция изначальной ци у человека это нагнетание через форму спирали, изначальная ци проходит по каналам цзиньло до всех «четырех верхушек», укрепляет функцию беспрепятственной циркуляции. Фактически, практика даосов по «пестованию пилюли» это и есть метод по совершенствованию дыхания даньтянь, «пробивающий» пути «оборота небес», достигающий взаимной поддержки (стихий) Воды и Огня, пересечения (энергий) сердца и легких, равновесия инь и сокровенности ян, укрепления здоровья и продления жизни. В «Суждениях о каналах жэньмай и думай» Чэнь Синя по этому поводу очень образно изложено: «Если долго практиковать, то в один миг в воде вспыхнет огонь, в снегу распустятся цветы, почки как кипяток, мочевой пузырь как будто в пламени, истинная ци самодостаточна, жэньмай похож на колесо, попеременно вдох и выдох, истинная ци входит и выходит, все в этом». Что по поводу функции движения внутренней ци в практике тайцзицюань сказано и живо и образно. Обычные люди считают, что дыхание легкими это единственный путь газообмена в человеческом организме. На самом деле, с точки зрения человека, практикующего тайцзицюань те, кто так думает, забыли о своих корнях. И вы, и адепты даосизма перед своим рождением целиком использовали зародышевое дыхание (дыхание даньтянь), после появления на свет хотя и стали пользоваться при дыхании легкими, но все же внутреннее дыхание даньтянь никогда не останавливалось, оно и легкие поддерживают друг друга, взаимно стимулируя друг друга (можно понаблюдать за отчетливым дыханием животом у новорожденного). Вслед за ростом и развитием люди не замечают дыхание даньтянь (животом), только даосы и некоторые мастера ушу, тайцзицюань, цигун по-прежнему уделяют большое внимание методу внутреннего дыхания.

В настоящее время некоторые ученые-медики также начали уделять пристальное внимание изучению функционального значения дыхания у человека. Например, известный ученый из Тайваня господин Хуан Лян длительное время посвятил этому вопросу и пишет: «Если обращать внимание только на глубокое дыхание легкими, добиваться исключительно увеличения объема легких, и не придавать значение движению ци вниз, то это часто вызывает чувство духоты в груди, головокружение, сухость во рту, сердцебиение и прочие болезненные состояния. Люди, практикующие «внутреннюю работу» уделяют внимание движению ци вниз (погружению ци в даньтянь), они пользуются дыханием животом и не испытывают вышеуказанных симптомов» (Хуан Лян, «Ицзин и медицина»). Поэтому, люди, практикующие тайцзицюань ни в коей мере не должны игнорировать функцию дыхания даньтянь. Даньтянь это место положения центра тяжести человеческого тела, к тому же это место является ядром переплавки сущности – цзин в пневму – ци. Дыхание даньтянь является основным и ведущим из всех трех типов дыхания в человеческом организме.

Взаимосвязи между внутренним и внешним дыханием, которые мы рассматривали выше, ниже мне хотелось бы исследовать с точки зрения взаимосвязей дыхания и движений и позиций в форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: