Теорию идеального государства, занимающую центральное место в политической философии Платона, он развил в диалоге «Государство».
Главной основой идеального государства является справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. Иначе говоря, справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным, когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. Последняя заключена в душе человека. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия:
1) разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы;
2) яростному началу — воины;
3) неизменному вожделеющему — земледельцы и ремесленники.
Следовательно, идеальное государство опирается на четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части. Оно также справедливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некой целостности, занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела. Справедливость, по Платону, «состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое».
|
|
Для убеждения граждан идеального государства в справедливости подобного разделения функций Платон использует социальный миф. Смысл мифа состоит в том, чтобы внушить идею, что все граждане — братья, поскольку их общая мать — земля. Однако они не равны, поскольку, когда боги творили людей в недрах их матери-земли, они к одним примешали золото, к другим — серебро, к третьим — медь и железо.
Платон разработал классификацию форм правления. В качестве критерия он рассматривал уровень их правильности и разумности, соотношение в них добродетели и порока, счастья и несчастья.
Самыми правильными и разумными Платон считает аристократию. Именно эту форму правления, где есть справедливость, где все беспокоятся о процветании государства, являются правильными, идеальными. Им он противопоставляет четыре извращенные формы правления — тимократию, олигархию, демократию и тиранию, — последовательные отклонения от идеального государства.
Идеальной формой правления, по Платону, является аристократия — это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и занимается исправлением чужих пороков. Наиболее подходят для этого люди, руководимые честолюбием, деньгами, почетом. Кто намерен управлять искусно и профессионально, тот никогда не действует и не повелевает ради своего блага, но только ради высшего блага своих подчиненных.
|
|
Важными элементами идеального государства являются правители, их советники, цели правления и законы. Надо выбирать правителями таких людей, которые целью всей жизни своей поставили самое ревностное служение государственной пользе. Очень важными качествами правителя являются добродетельность, уравновешенность, спокойствие.
Платон указывал, что надо всячески остерегаться, чтобы и помощники правителя, раз уже они превосходят граждан, не уподоблялись свирепым владыкам, но оставались бы доброжелательными союзниками своих граждан. Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государства не станет племя философов, поскольку философы — страстные поклонники истины и бытия, а мелкая натура никогда не совершит ничего великого ни для частных лиц, ни для государства. Философской натуре свойственны хорошие способности, возвышенный образ мыслей, мужество. Только в справедливом государстве, где правит аристократия, будут править те, кто на самом деле богат — не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью.
Аристократия вырождается в тимократию (от «тиме» — честь) — власть честолюбивых, господство сильнейших воинов, как в Спарте. Для тимократии характерны правители, отличающиеся соперничеством и честолюбием. В таком государстве боятся ставить мудрых людей на государственные должности, отдавая предпочтение не добродетельным, честным людям, а яростным натурам, рожденным для войны, воспитанным на насилии, а не убеждении. Здесь зло смешивается с добром: тимократический человек более жесток и менее образован, а властям чрезвычайно послушен. Эта форма правления очень близка аристократии, но всё же имеет свои особенности.
Причиной вырождения аристократии мудрых Платон считает невозможность сохранения и передачи через поколение высоких моральных качеств, и поэтому появляющиеся на свет от добродетельных уже менее добродетельны. У них заметно стремление обладать, быть богатыми, а именно это и губит аристократический режим. Платон не истолковывает само богатство как зло: для него стремление к богатству, накоплению есть не что иное, как материальность, которая ведет к извращению идеи истины.
Хотя в тимократии и сохраняются отдельные черты идеального государства, такие, как общие трапезы, постоянные упражнения в военном деле и гимнастике, особое почитание правителей, а также освобождение воинов от всех материальных забот, со временем в ней начинают проявляться первые признаки стремления к богатству. Тем из граждан, которые прославились, уже начинает не хватать одной славы, им хочется чего-либо другого, закрепляющего их социальный статус. Таким зримым может быть только имущество, а это ведет к тому, что постепенно в таком обществе утверждается приоритет богатства над добродетелью. Честолюбие губит тимократию, и она вырождается в олигархию.
Олигархия наступает в результате введения в общественной жизни имущественного ценза. При олигархии в управлении участвуют только состоятельные люди. И если в тимократии была важна только честь, то в олигархии основной целью является богатство, а это по сравнению с первым — худшее зло. Скопление золота у частных лиц губит тимократию, разбогатевшие люди прежде всего выискивают, на что употребить богатство, а для этого перетолковывают законы, мало считаясь с людьми. Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают богатство, богачей, значит, тем менее ценится добродетель и ее обладатели.
|
|
Таким образом, указывал Платон, установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического режима. Причем чем больше этот строй олигархичен, тем выше имущественный ценз. И ясно, что такой режим расколет государство на два: одно — государство бедняков, другое — богачей. Они начнут вечную борьбу друг с другом. Преступность будет иметь место именно вследствие скверного режима и дурного воспитания. Олигархия вырождается в демократию.
Демократия возникает тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожают, иных изгоняют, а остальных уравнивают в гражданских правах. Прежде всего это будут люди свободные: в государстве появятся полная свобода и откровенность, возможность делать все, что хочешь, не обязательно подчиняться, если ты не желаешь. Казалось бы, это самый лучший политический режим. Но это — режим, не имеющий должного управления. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. При этом режиме наглость и разнузданность, считал Платон, будут называть просвещенностью и свободой, бесстыдство — мужеством. В демократическом государстве только и слышишь, как прекрасна свобода. Когда неповиновение привьется, то отец привыкает страшиться своих детей, а учитель — учеников. Все принудительное у граждан в демократическом государстве вызывает возмущение как нечто недопустимое. А кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами — писаными и неписаными, чтобы вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти.
Демократия легко вырождается в тиранию, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Тирания — самая порочная форма правления.
Тиран появляется как ставленник народа. Чтобы сохранить за собой власть, тирану придется зорко следить за тем, кто мужественен и великодушен, разумен и мудр. Благополучие тирана основано на том, чтобы строить против них козни, пока не очистит от них государство. Опираясь на послушную толпу, он станет привлекать к суду своих соперников по несправедливым обвинениям, отнимая у человека жизнь, карая изгнанием и приговаривая к страшной казни. Погубив и изгнав их так, что они перестанут его беспокоить, повергнув многих других, он уже прямо стоит на колеснице своего государства не как представитель своего народа, а как современный тиран.
|
|
Первой его задачей будет постоянное вовлечение граждан в какие-нибудь войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожает под предлогом, что они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны.
Так народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжелое и горькое рабство — рабство у рабов. Говоря о низменных качествах тирана, Платон указывал, что с кем бы они ни вступали в общение, они требуют лести и полной готовности к услугам. Тирания как незаконная власть одного лица характеризуется абсолютной несвободой всех граждан общества, за исключением одного, который свои интересы ставит выше всех граждан.
Таким образом, теория идеального государства Платона представляет разновидность социальной утопии, где в основе порчи форм правления лежит порча нравов.
Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности, которая разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. Ради общего блага он упраздняет все личное. Граждане ничем не владеют, кроме своего тела. Платон упраздняет семью, поскольку наличие жен и детей вызывает свои радости и печали, что разобщает людей. В модели идеального государства регламентируются все отношения, установлен жесткий контроль за каждым гражданином.