Учение о государстве

Теорию идеального государства, занимающую центральное место в политической философии Платона, он развил в диалоге «Государство».

Главной основой идеального государства является справедли­вость. Справедливость состоит в том, чтобы каждому граждани­ну было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. Иначе говоря, справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным, когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. Последняя заключена в душе человека. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в го­сударстве должно быть три сословия:

1) разумному началу души в идеальном государстве соответст­вуют правители-философы;

2) яростному началу — воины;

3) неизменному вожделеющему — земледельцы и ремесленники.

Следовательно, идеальное государство опирается на четыре доб­родетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стра­жей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части. Оно также справедливо, поскольку в таком государст­ве все служат ему как некой целостности, занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела. Справедливость, по Платону, «состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое».

Для убеждения граждан идеального государства в справедливо­сти подобного разделения функций Платон использует социальный миф. Смысл мифа состоит в том, чтобы внушить идею, что все граждане — братья, поскольку их общая мать — земля. Однако они не равны, поскольку, когда боги творили людей в недрах их матери-земли, они к одним примешали золото, к другим — серебро, к третьим — медь и железо.

Платон разработал классификацию форм правления. В качестве критерия он рассматривал уровень их правильности и разумности, соотношение в них добродетели и порока, счастья и несчастья.

Самыми правильными и разумными Платон считает аристократию. Именно эту форму правления, где есть справедливость, где все беспокоятся о процветании государства, являются правильными, идеальными. Им он противопоставляет че­тыре извращенные формы правления — тимократию, олигархию, демократию и тиранию, — последовательные отклонения от иде­ального государства.

Идеальной формой правления, по Платону, является аристо­кратия — это правление лучших с одобрением народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. По мнению Платона, на роль прави­теля идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и занимается исправлением чужих пороков. Наиболее подходят для этого люди, руководимые честолюбием, деньгами, поче­том. Кто намерен управлять искусно и профессионально, тот нико­гда не действует и не повелевает ради своего блага, но только ради высшего блага своих подчиненных.

Важными элементами идеального государства являются прави­тели, их советники, цели правления и законы. Надо выбирать пра­вителями таких людей, которые целью всей жизни своей поставили самое ревностное служение государственной пользе. Очень важны­ми качествами правителя являются доброде­тельность, уравновешенность, спокойствие.

Платон указывал, что надо всячески остерегаться, чтобы и по­мощники правителя, раз уже они превосходят граждан, не уподобля­лись свирепым владыкам, но оставались бы доброжелательными союзниками своих граждан. Ни для государст­ва, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой госу­дарства не станет племя философов, поскольку философы — стра­стные поклонники истины и бытия, а мелкая натура никогда не совершит ничего великого ни для частных лиц, ни для государства. Философской натуре свойственны хорошие способности, возвы­шенный образ мыслей, мужество. Только в справедливом государстве, где правит аристократия, будут править те, кто на самом деле богат — не зо­лотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью.

Аристократия вырождается в тимократию (от «тиме» — честь) — власть честолюбивых, господство сильнейших воинов, как в Спарте. Для тимократии характерны правители, отличающиеся соперничеством и честолюбием. В таком государстве боятся ставить мудрых людей на государственные должности, отдавая предпочтение не добродетельным, честным людям, а яростным натурам, рожденным для войны, воспитанным на насилии, а не убеждении. Здесь зло смешивается с добром: тимократический человек более жесток и менее образован, а властям чрезвычайно послушен. Эта форма правления очень близка аристократии, но всё же имеет свои осо­бенности.

Причиной вырождения аристократии мудрых Платон считает невозможность сохранения и передачи через поколение высоких мо­ральных качеств, и поэтому появляющиеся на свет от добродетельных уже менее добродетельны. У них заметно стремление обладать, быть богатыми, а именно это и губит аристократический режим. Платон не истолковывает само богатство как зло: для него стремление к богатству, накоплению есть не что иное, как ма­териальность, которая ведет к извращению идеи истины.

Хотя в тимократии и сохраняются отдельные черты идеального государства, такие, как общие трапезы, постоянные упражнения в военном деле и гимнастике, особое почитание правителей, а также освобождение воинов от всех материальных забот, со временем в ней начинают проявляться первые признаки стремления к богатст­ву. Тем из граждан, которые прославились, уже начинает не хва­тать одной славы, им хочется чего-либо другого, закрепляющего их социальный статус. Таким зримым может быть только имущество, а это ведет к тому, что постепенно в таком обществе утверждается приоритет богатства над добродетелью. Честолюбие губит тимократию, и она вырождается в олигархию.

Олигархия наступает в результате введения в общественной жизни имущественного ценза. При олигархии в управлении участ­вуют только состоятельные люди. И если в тимократии была важна только честь, то в олигархии основ­ной целью является богатство, а это по сравнению с первым — худшее зло. Скопление золота у частных лиц губит тимократию, разбогатевшие люди прежде всего выискивают, на что употребить богатство, а для этого перетолковывают законы, мало считаясь с людьми. Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают богатство, богачей, значит, тем ме­нее ценится добродетель и ее обладатели.

Таким образом, указывал Платон, установление имущественно­го ценза становится законом и нормой олигархического режима. Причем чем больше этот строй олигархичен, тем выше имущест­венный ценз. И ясно, что такой режим расколет государство на два: одно — государство бедняков, другое — богачей. Они начнут вечную борьбу друг с другом. Преступность будет иметь место именно вследствие скверного режима и дурного воспитания. Олигархия вырождается в демократию.

Демократия возникает тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожают, иных изгоняют, а остальных уравнивают в гражданских правах. Прежде всего это бу­дут люди свободные: в государстве появятся полная свобода и от­кровенность, возможность делать все, что хочешь, не обязательно подчиняться, если ты не желаешь. Казалось бы, это самый лучший политический режим. Но это — режим, не имеющий должного управления. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. При этом режиме наглость и разнузданность, считал Платон, будут называть просвещенностью и свободой, бесстыдство — мужест­вом. В демократическом государстве только и слышишь, как пре­красна свобода. Когда неповиновение привьется, то отец привыка­ет страшиться своих детей, а учитель — учеников. Все принуди­тельное у граждан в демократическом государстве вызывает возму­щение как нечто недопустимое. А кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами — писаными и неписаными, чтобы во­обще ни у кого и ни в чем не было над ними власти.

Демократия легко вырождается в тиранию, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Тирания — самая порочная форма правления.

Тиран появляется как ставленник народа. Чтобы сохранить за собой власть, тирану придется зорко следить за тем, кто мужестве­нен и великодушен, разумен и мудр. Благополучие тирана основано на том, чтобы строить против них козни, пока не очистит от них государство. Опираясь на послушную толпу, он станет привлекать к суду своих соперников по несправедливым обвинениям, отнимая у человека жизнь, карая изгнанием и приговаривая к страшной казни. Погубив и изгнав их так, что они перестанут его беспокоить, повергнув многих других, он уже прямо стоит на колеснице своего государства не как представитель своего народа, а как современный тиран.

Первой его задачей будет постоянное вовлечение граждан в какие-нибудь войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожает под предлогом, что они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо посто­янно будоражить всех посредством войны.

Так народ из подчинения свободным людям попадает в услу­жение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меня­ет на самое тяжелое и горькое рабство — рабство у рабов. Говоря о низменных качествах тирана, Платон указывал, что с кем бы они ни вступали в общение, они требуют лести и полной готовности к услугам. Тирания как незаконная власть одного лица характеризу­ется абсолютной несвободой всех граждан общества, за исключени­ем одного, который свои интересы ставит выше всех граждан.

Таким образом, теория идеального государства Платона представ­ляет разновидность социальной утопии, где в основе порчи форм правления лежит порча нравов.

Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности, которая разрушает целостность и единство государ­ства, восстанавливает людей друг против друга. Ради общего блага он упраздняет все личное. Граждане ничем не владеют, кроме сво­его тела. Платон упраздняет семью, поскольку наличие жен и детей вызывает свои радости и печали, что разоб­щает людей. В модели идеального государства регламентируются все отношения, установлен жесткий контроль за каждым гражда­нином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: