double arrow

Право государственной собственности на землю

Право собственности на землю

ПС на землю употребляется в двух значениях:

1) объективный смысл – институт ЗП, т.е. нормы, определяющие собственников земли, основания возникновения, изменения и прекращения ПС;

2) субъективный смысл – право владеть, пользоваться и распоряжаться ЗУ.

В зависимости от того, кто является носителем права собственности, выделяют её следующие формы:

- государственная;

- частная.

Право собственности — это совокупность юридических норм, закрепляю­щих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благ соб­ственнику, предусматривающих объем и содержание его прав в отношении принадлежащего ему (собственнику) имущества, а также способы и пределы осуществления этих прав.

Субъекты права собственности на землю — это лица, которые в установлен­ном порядке признаны и являются собственниками конкретного участка.

Как уже отмечалось, субъектами права частной собственности в Республике Беларусь являются физические и негосударственные юридические лица.

В действующем земельном законодательстве Республики Беларусь в зависи­мости от форм собственности на землю выделяются следующие субъекты права собственности на землю:

1) Республика Беларусь;

2) граждане Республики Беларусь;

3) негосударственные юридические лица Республики Беларусь;

4) иностранные государства;

5) международные организации.

Правовой статус указанных субъектов как обладателей права собственности на земли и земельные участки устанавливается Конституцией Республики Бе­ларусь, гражданским и земельным законодательством.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

Объектом права частной собственности выступает индивидуально опреде­ленный земельный участок как часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

Гос. собственность образуют все земли за исключением тех, которые переданы в частную собственность или в собственность иностранных государств и после этого не отчуждались обратно в собственность государства.

Отличительные особенности ГС:

1) в собственности гос-ва может находиться любое имущество, в т.ч. изъятое из оборота (заповедники, заказники) и ограниченное в обороте (земли обороны);

2) находиться большее количество земель, чем в частной; частная соб-ть на землю ограничена размерами ЗУ и кругом участников;

3) гос-во само устанавливает рамки своих прав собственника в законах и подчиняет им свою деятельность;

4) особое основания возникновения права соб-ти - государство было наделено земельной собственностью с установлением земельного строя.

Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

Владение землями, находящимися в собственности государства, осущест­вляется, как правило, юридическими лицами, которым земельные участки предоставляются для землепользования в соответствии с правовым режимом этих земель. Как собственник земли государство через соответствующие ор­ганы контролирует правомерность владения государственными землями. В частности, к компетенции специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время — Гос­комимущество) относятся: проведение единой государственной политики в области регулирования земельных отношений, охраны и рационального ис­пользования земель; государственный контроль за использованием и охраной земель; ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; составление документов, удостоверяющих право на землю; землеустройство и оценка земель; подготовка материалов по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, а также по передаче земель в собственность юридических лиц; решение других вопросов в области регулирования земельных отношений в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Кроме того, государ­ство осуществляет контроль за использованием и охраной земель всеми земле­пользователями (статья 90 Кодекса о земле). Право владения государственными землями может быть прекращено по правилам, установленным самим госу­дарством, например, в случаях передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность граждан Республики Беларусь в соответствии со статьей 34 Кодекса о земле. Земельным законода­тельством государству предоставлено также право изымать земельные участки для государственных нужд (статьи 62 и 64 Кодекса о земле) и у нарушителей земельного законодательства (статья 67 Кодекса о земле).

Земли государственной собственности, не предоставленные в пользование, пожизненное наследуемое владение и не переданные в частную собственность гражданам и юридическим лицам, переводятся в категорию земель запаса и вре­менно не используются. В соответствии со статьей 6 Кодекса о земле в состав земель запаса могут включаться неиспользуемые и изымаемые в установленном порядке у землепользователей, землевладельцев или собственников земельные участки. Земли запаса предоставляются с учетом их пригодности для различных целей в соответствии с Кодексом о земле. Их использование допускается после перевода и в другую категорию в соответствии со статьей 4 Кодекса о земле.

Пользование землями, находящимися в собственности государства, состоит в установленной законом юридической возможности хозяйственной либо иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и качеств для удо­влетворения государственных потребностей. Однако само государство пользование землей не осуществляет. Оно предоставляет такое право различным юридическим и физическим лицам: землепользователям, владельцам земельных участков и арендаторам. Государство закрепляет свои земли за различными сельскохозяйственными организациями, иными юридическими лицами на пра­ве пользования, а за дееспособными гражданами, изъявившими желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, — в пожизненное наследуемое владение или в аренду (статья 17 Кодекса о земле).

Распоряжение землями, находящимися в собственности государства, означает допустимую законом возможность определять юридическую судьбу земель. По общим правилам распоряжение землями, как и иным имуществом, осущест­вляет ее собственник. В силу установлений статьи 210 ГК (п. 3) распоряжение землей (как владение и пользование) и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Вместе с тем, согласно гражданскому законодательству (статья 213 ГК, п. 2), субъек­тами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Однако земельное законода­тельство Республики Беларусь, в отличие, к примеру, от аналогичного зако­нодательства Российской Федерации*, в прямой форме не закрепляет право государственной собственности на землю административно-территориальных единиц. В то же время местные исполнительные комитеты в соответствии со статьями 27—30 Кодекса о земле вправе принимать решения об изъятии и предоставлении земельных участков, передавать их в частную собственность гражданам Республики Беларусь, выкупать их у граждан, а также изымать для государственных и общественных нужд.


Сейчас читают про: