Понятие и сущность государства. Функции государства.
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.
Сущность государства в ходе исторического развития общества изменяется – первоначально она проявляется в обеспечении интересов экономически и политически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов), а по мере сглаживания классовых противоречий – интересов всех слоев общества.
Функции государства – это основные виды (направления) деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.
Функции государства подразделяются на внутренние и внешние, постоянные и временные.
К внутренним функциям государства относятся: экономическая, социальная, идеологическая функции, функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, экологическая и социально-культурная функции.
К внешним функциям государства относятся: обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.
К числу временных внутренних функций может относиться ликвидация крупных экологических и иных катастроф, а к временным внешним функциям - ведение оборонительной войны, борьба с международным терроризмом и др.
Форма государства – это организация (структура) государственной власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением и включающая в себя три основных элемента – форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.
Форма правления – это способ организации высших органов государственной власти и порядок их образования.
В зависимости от того, принадлежит ли власть одному лицу или коллективному выборному органу, различают две основных формы правления: монархию и республику.
Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передается по наследству.
Признаками монархии являются:
-передача власти, как правило, по наследству;
-бессрочность правления;
-независимость монарха от населения.
Среди монархий различают абсолютную, парламентарную и дуалистическую.
Абсолютная монархия – это форма правления, которая характеризуется высокой степенью централизации государственной власти, т.е. монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие.
Основными признаками абсолютной монархии являются:
- неограниченная, никому не подотчетная власть монарха;
- отсутствие представительных учреждений.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия:
- форма правления, при которой глава государства представляет и светскую и религиозную власть (например, Ватикан).
Парламентарная монархия – форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх выполняет представительные функции, а также формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия и др.).
Дуалистическая монархия – форма правления, при которой разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально – юридический характер. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – парламенту, однако, последний фактически также подчиняется монарху (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).
Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, непосредственно населением на определенный срок.
Признаками республики являются:
-выборность;
-срочность (ограниченность срока пребывания у власти);
-зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, различают парламентарные, президентские и смешанные республики.
Парламентарная республика – форма правления, при которой верховенство принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и отвечает перед ним. Парламент может вынести вотум недоверия и отправить правительство или отдельных его членов в отставку. Власть президента в парламентарной республике довольно слабая и, хотя он формально наделен определенными полномочиями, осуществлять их может с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу только после утверждения их парламентом или одобрения правительством (Италия, Австрия, ФРГ).
Президентская республика – форма правления, при которой президент наделен реальными властными полномочиями. Правительство несет ответственность не перед парламентом, а перед президентом. Президент, как правило, избирается всем населением на основе прямых выборов. Классическим примером президентской республики являются США, многие страны Латинской Америки. Республика Беларусь имеет президента с достаточно широкими полномочиями.
Смешанная республика сочетает признаки парламентарной и президентской республики. Например, президент России, не являясь формально главой правительства, тем не менее выполняет многие его функции:определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые вопросы, назначает с согласия Государственной Думы Премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства. С другой стороны, как глава государства он выполняет представительские функции, назначает выборы в Государственную Думу, имеет право ее роспуска, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы, подписывает международные договоры.