Семья как фактор подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям

Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, т.е. подготовка подрастающего поколения к браку и семейной жизни. Как мы уже отмечали, семья – основной источник опыта семейной жизни, где он постигается изнутри, видится глазами члена семьи, непосредственного участника всех семейных событий. Семья занимает центральное место среди микросоциальных факторов, влияющих на формирование жизненных планов молодого поколения. В каждой семье есть свои традиции и устои, есть положительный и отрицательный опыт супружеских отношений. Перенимая отдельные черты взаимоотношений родителей, большинство молодых людей все же стремится строить жизнь по-своему.

Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции. Вступление в брак, совместное проживание и воспитание детей отвечает личностным желаниям и потребностям миллионов людей. По-видимому, именно ослабление этих личных мотивов и желаний, отчасти объясняет негативные процессы в современной семье: деградацию семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи и потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия.

Вот почему нет сомнения в необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни. Причем имеется в виду воспитание не только чувства ответственности вступающих в брак друг перед другом, но и способности соотносить свой стиль жизни со стилем супруга или супруги, постижение основ этических норм,психологии

и гигиены пола, педагогики, приобретение навыков и умений ведения трудоемкого домашнего хозяйства, рационального использования бюджета и пр. Поэтому воспитание будущего семьянина – процесс, в котором тесно переплетаются вопросы морали и нравственности, этики и педагогики, медицины и права.

Семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, “вводит” его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование черт характера, привычек, вырабатывая готовность к брачно-семейным отношениям.

Современные научные данные доказывают, что уже в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, формируется ее образ. В отличие от других воспитательных институтов семья всесторонне воздействует на человека на протяжении всей его жизни. Семья обеспечивает два необходимых условия контакта ребенка и взрослого – постоянство и длительность эмоционального общения с одними и теми же людьми. В ней формируются основные моральные представления и нравственные принципы брачно-семейных отношений. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь.

А.Н. Острогорский писал, что семейная жизнь для ребенка то же, что для взрослого – общественная. Душа ребенка питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь он научается любить и ненавидеть, привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы привязанности и увлечения. А еще в XVII в. известный общественный деятель и писатель Симеон Полоцкий подчеркивал: “Счастливы родители, которых добродетельная жизнь – пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Несчастны же родившие, которые соблазняют своих детей плохой жизнью”.

В обыденных условиях, в повседневном исполнении семейных ролей и реализации функций происходит формирование полоролевого поведения и установок молодого поколения. Даже не ставя перед собой цель – “воспитание семьянина” – семья его воспитывает своим образом жизни (см. схему 8).

Мы уже упоминали, что в последние годы появилось большое число неполных семей, которые образуются вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. У ребенка, который живет только с одним из родителей, имеется гораздо меньше возможности знакомиться с разными вариантами социального опыта. Ограниченный круг основных социальных ролей, которые узнает ребенок в неполной семье, может отразиться на его развитии. Практически для него знакома одна социальная роль – его матери или отца (в зависимости от того, с кем живет ребенок).

Некоторые психологи считают, что ограниченные возможности знакомства с разными социальными ролями в неполной семье больше всего касаются девочек, так как мальчики, особенно подросткового и старшего школьного возраста, благодаря спортивным, естественно-научным или техническим интересам, чаще находят достаточное количество мужских примеров, поэтому отсутствие отца у них в определенной мере сглаживается. Но тем не менее, примера полоролевого поведения супругов в семье такой ребенок не имеет.

Отсутствие наглядного образца взаимоотношений мужа и жены, отца и ребенка, матери и ребенка, отношений каждого из них к семье как коллективу порождает риск того, что у детей сформируются искаженные взгляды на брак и семью, что помешает в будущем становлению их собственной семьи. По статистике чаще распадаются семьи тех, кто воспитывался в неполной семье. Однако З. Матейчик подчеркивает: отсутствие в семье отца или матери (с точки зрения социальной подготовки ребенка), разумеется серьезный недостаток, но иногда лучше, чтобы вообще не было родителя, чем иметь деформированный, отрицательный, отталкивающий пример.

Неадекватное представление о брачно-семейных отношениях имеют и дети, выросшие в так называемых семьях группы социального риска: имеющие алкоголиков, наркоманов, лиц с девиантным поведением, где применяются различные формы насилия. В таких семьях деформируются представления детей о супружестве, возникает неправильное понимание ролевого поведения членов семьи.

Но не всегда неблагополучие проявляется столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны – родители заботятся о детях, об их умственном и физическом развитии. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями возникают постоянные конфликты, выяснение отношений. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке. В связи с этим немецкий исследователь психологии семьи Линда Анзорг утверждает: “Молодые люди, перенявшие негативные черты поведения своих родителей, испытывают в жизни большие трудности, чем другие. Их семейная жизнь начинается с того, что им приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить в семье. Переучивание требует дополнительных сил как от человека, так и от окружающего его мира. Почти все родители хотят “хорошо подготовить детей к жизни”, но при конкретном анализе оказывается, что многие дети получают неблагополучный старт в жизни”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: