Существует два способа определения оптимального объема.
1. Сопоставление общей выручки и общих издержек (рис.3)
|
Величина прибыли представляет собой разницу между общим доходом и общими издержками:
Прибыль π = TR – TC
При объемах меньших Q1 и больших Q2, прибыль фирмы отрицательна, поскольку общий доход меньше общих издержек TR<TC.
В точках А и В, называемых пограничными, прибыль фирмы нулевая, поскольку общий доход равен общим издержкам TR=TC. В этом случае говорят, что фирма функционирует на условиях безубыточности.
Отрезок [Q1Q2] - зона прибыльности, поскольку на этом участке общий доход больше общих издержек TR > TC. Оптимальным будет тот объем, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна. TR – TC = max
Таким образом, фирма максимизирует прибыль при таком объеме выпуска, при котором общая выручка превышает общие издержки производства на наибольшую величину.
2. Сопоставление предельных издержек и предельного дохода.
При объемах меньших q1 и больших q2, прибыль фирмы отрицательна, поскольку средние общие издержки выше цены (в условиях совершенной конкуренции P=MR). В точках А и В, называемых пограничными, прибыль фирмы нулевая, поскольку средние общие издержки равны цене. Следовательно, отрезок [q1q2] - зона прибыльности, поскольку на этом участке средние общие издержки больше цены. Любая фирма, максимизирующая прибыль, стремится установить такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам MC=MR.

Рис.4. Сопоставление предельного дохода и предельных издержек
Как видно из графика (рис. 4) при объемах больших q1 и меньших Qопт, увеличение объемов производства приведет к росту прибыли, дальнейшее же увеличение объемов с Qопт до q2 приведет к снижению прибыли, поскольку предельные издержки начинают превышать предельный доход.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене, следовательно. Оптимальным будет объем, при котором MC=MR=Р. Следовательно, до тех пор, пока значение рыночной цены будет превышать значение предельных издержек, совокупная прибыль будет расти и фирма будет увеличивать предложение.






