Условием СК является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него

Модель совершенной конкуренции.

1. Понятие конкуренции

2. Принципы поведения фирмы на рынке совершенной

Конкуренции

3. Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном и

долгосрочном периодах

Понятие конкуренции.

Поведение фирмы, выбор ею объемов производства зависят от типа рынка, на котором она действует.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребления, ведущаяся между фирмами на доступных им сегментах рынка.

Конкуренция принуждает их учитывать интересы потребления, а значит и интересы общества в целом.

По степени развития конкуренции выделяются 4 основных типа рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции;

2. Рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся:

а) на монополистическую конкуренцию;

б) на олигополию;

в) на монополию.

Модель совершенной конкуренции основана на четырех главных условиях:

1. Товары должны отвечать условию однородности продукции. Данное условие фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

2. Ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию в отрасли вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Объем совершаемых потребителем покупок (или продавцом продаж) настолько мал, что решение понизить или повысить этот объем не создает ни излишков, ни дефицита.

Субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

3. Барьерами при входе на рынок называются любые конкурентные преимущества уже действующих в отрасли фирм по сравнению со стремящимися туда попасть.

Наиболее типичными входными барьерами бывают:

- большие стартовые размеры капитала, необходимые для открытия дела;

- уникальность продукции или используемой технологии;

- правовые ограничения.

Барьерами выхода с рынка называют:

- потери, неизбежные при попытке вывести бизнес из данной отрасли и переместить его в другую. Чаще всего выходной барьер – высокие безвозвратные издержки, т.е. необходимость продать ставшее ненужным имущество фирмы за бесценок.

- Встречаются и правовые ограничения. Например, предоставляя аренду на определенную площадь под магазин, муниципалитет может обусловить сохранение его профиля в течение определенного времени (вроде не закрывать социально важную аптеку в спальном районе).

Условием СК является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него.

Когда такие барьеры есть, продавцы начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они – мелкие фирмы.

России такие ограничения массово наблюдаются на плодоовощных рынках, проникнуть на которые простому крестьянину почти невозможно.

4. Информация о ценах, технологии, вероятной прибыли и пр. свободно доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн. Т.е. фирма принимает решения в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

Рынков, полностью удовлетворяющих условиям СК, в реальности не существует.

При всей своей абстрактности концепция СК играет важную роль:

Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования тех рынков, где действует много малых фирм, предлагающих схожую продукцию, и где сложились условия, приближенные к условиям СК.

Во-вторых, она позволяет - хоть и ценой больших упрощений действительной рыночной картины – понять логику действия фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: