Культура и субкультура

Субкультура (буквальный перевод - «подкультура») трактуется в несколь­ких смыслах. Этим термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автоном­ную форму организации людей внутри господствующей куль­туры; совокупность норм и ценностей, образующих культу­ру преступников. В американской социологии с 20-х гг. про­шлого века существует традиция исследования девиантного поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодежного движения как мо­лодежных субкультур. В целом исследователи рассматрива­ют современные субкультуры как специфический способ диф­ференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ею совокупности своеобразных феноменов данной культуры.

От господствующей культуры ее субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, моло­дежь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: твор­цами и носителями норм, действий и ценностей, объединя­ющих группу в субкультуру. Субкультурные различия опре­деляются полом, возрастом, родом занятий, национально­стью, сословием и другими признаками. Каждое общество имеет мозаику по - разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках суб­культуры.

В силу ряда социальных факторов субкультура может ут­верждать образцы мировоззрения и поведения, противопо­ложные доминирующей культуре. Некоторые исследовате­ли используют термин «контркультура» применительно к суб­культурам групп, бросающих вызов традиционной культу­ре. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культур­ными нормами и образцами.

Итак, субкультура является способом бытия культу­ры, посредством которого специфические группы пыта­ются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систе­му символов, помогающую индивиду или группе осмыс­лить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи — сплочению с другими членами субкультуры. Воз­никновению или развитию субкультур содействуют соци­альные события, приводящие к изменению образа и уров­ня жизни общества.

Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, при­ческа); манеру поведения (походка, мимика); сленг (на­бор слов и характер их использования). Стиль создается на основе элементов данной культуры; новый контекст придает иное значение предметам, вещам и словам, заим­ствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственной. Совокупность функций обес­печивает роль субкультуры в обществе и ее ценность для членов группы. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в суб­культуре, предлагает индивиду варианты решения лично­стных проблем.

Субкультура как альтернативная форма социальной ак­тивности осваивается непосредственно (фактическим член­ством в группе субкультуры) и опосредованно (под влияни­ем средств массовой коммуникации).

Субкультуры способны решать специфические потреб­ности индивидов и определенных социальных групп в ком­муникации; об этом весьма убедительно говорит факт появ­ления и развития субкультур.

Среди молодежных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры низшего класса (рокеры, бритоголо­вые, панки, футбольные фанаты и др.) и субкультуры среднего класса (битники и хиппи). Эти разновидности получи­ли распространение на постсоветском пространстве культу­ры. Субкультуры низшего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или пове­дения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию. К элементам их стиля исследо­ватели относят поиск духовного удовлетворения в творче­стве, стремление к формированию и выражению индивиду­альности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности.

Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкрет­ная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри су­ществующей субкультуры. Исследователи не исключают их влияния на социокультурный процесс. В социальных груп­пах с субкультурами идет творческий процесс взаимодей­ствия, в рамках которого происходит разработка стиля микрокультуры. Как субъекты культуры, носители субкультур при определенных обстоятельствах способны повлиять на развитие культуры человечества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: