double arrow

Субкультуры

4.1. История понятия субкультура. Понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Наличие субкультур – показатель многообразия культуры общества. Традиционно под культурой понималась господствующая мировоззренческая система, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное обоснование. Всё, что было за её пределами, - область профанного, повседневного опыта лишалась статуса культуры. Термин субкультура получил распространение в 1960-70-е г. в связи с исследованиями молодёжных движений. Первоначально понятие sub (под) культура обозначало скрытые, неофициальные культурные пласты, подпольную, «подземную» культуру – андеграунд, или низовую культуру в противоположность высокой официальной культуре. Субкультурные явления воспринимались как не или внекультурные. Со временем понятие получило иной смысл. Идеология, этика и эстетика молодёжных сообществ получили признание как особая молодёжная культура. Обнаружилось существование и других культур, отличающихся от официальной, со своими характеристиками. В современном понимании субкультура – малый культурный мир, подсистема культуры, указывающая на мультикультурный (поликультурный) характер современного общества. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей и привычек, присущих отдельной социальной группе. Современное общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, у каждой из них формируется своя система ценностей и правил поведения. Субкультура отличается от доминирующей своим языком, взглядами на жизнь, привычками, одеждой, причёской. Субкультурный опыт двойственен, выражая поликультурный характер современного общества и его расколотость. Интерес к субкультурному выявляет современный интерес к маргинальному и периферийному в культуре. Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества, наряду с другими понятиями: контркультура, общественные движения, неформалы, социальные страты, жизненные стили и проч. Контркультура – это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится в конфликте с господствующими ценностями (террористы).

Типология субкультур включает субкультуры национальные (национальных меньшинств, или малых народов), конфессиональные (религиозных сект), профессиональные, социальные, демографические (возрастные) и досуговые.

4.2. Профессиональные субкультуры. Современные профессии делятся по шкале стресса. Самые неврозные профессии – лётчик, шахтёр, полицейский, строитель и журналист. Далее идут артисты, политики, врачи. Самые спокойные – священник, астроном, библиотекарь и музейный работник. Чувство юмора, которое является первым средством сбросить напряжение, сильнее всего развито у журналистов, полицейских, политиков, врачей, таксистов, артистов. Для такого рода расслабления нужны раскрепощённость и определённый уровень образования. Существует рейтинг и самых счастливых профессий, которые больше всего приносят морального удовлетворения. По опросам английских социологов – это парикмахеры, священники, повара, косметологи, сантехники и механики, т.е. прежде всего сфера услуг. Различаются профессии и по своей престижности. В Америке, стране прагматичной, престижна зарплата, а не профессия.

4.3. Социальные культуры и субкультуры. Элитарная культура. На основе сельской (крестьянской) субкультуры формируется народная (этническая, традиционная) культура. В городах формируется городская (бюргерская) культура – предшественница массовой культуры и элитарная культура – культура эталонов социального порядка. Её главная функция – поддержание социального порядка: в виде власти, права, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии и искусства, социальной философии и политической мысли. Элитарную субкультуру отличает высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей – шаманов, жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшим специальным профессиональным образованием); высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается нормальной психологией любой элиты). Элита делится на духовную - священнослужителей, деятелей церкви, политическую – аристократическая элита и интеллектуальную – «парящая страта». Усвоенные с детства знания и навыки аристократического воспитания позволяли исполнять обязанности придворного, чиновника любого ранга, да и монарха. Лишь функции священнослужителей требовали специальной подготовки (теологические факультеты европейских университетов). В XVIII-XIX веках элитарная субкультура начала сливаться с буржуазной, превращаясь в высший слой последней. Одновременно существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций (военные, дипломатические, политико-административные учебные заведения). На сегодняшний день расхождение между обыденным и специализированным слоями элитарной субкультуры стало весьма значительным, ибо правящие круги большинства стран ныне пополняются людьми, как правило, не получившими домашнего аристократического воспитания. Политическая и интеллектуальная элита стала иной, почти не связанной с потомственной аристократией прежних времён. Этика элиты – этика служения. Элитарная субкультура в её расцвете способствует формированию высокой национальной культуры, созданию высокого общенародного искусства.

Потребительское общество поздней современности порождает гедонистическую элиту. Мы на пороге становления нового типа элиты – с помощью биотехнологий, нанотехнологий и генной инженерии способной усиливать свои интеллектуальные способности, продлевать жизнь.

4.4. Социальные (экстернальные) субкультуры. К социальным субкультурам относят различные формы девиантного – отклоняющегося поведения: субкультуры наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, уличная, криминально-тюремная субкультура. Для такого рода выпавших из целого культурных общностей существует определение экстернальная (лат. externus – чужой) субкультура. Эти сообщества в различной степени отчуждены от общества и достаточно разнообразны: субкультуры богемы, шоу-бизнеса, наркомафии, эмигрантская, армейская субкультура.

Классическим образцом экстернальной субкультуры является криминальная (преступная) субкультура – субкультура социального беспорядка, целенаправленного разрушения господствующих социальных порядков и идеологии. В ней множество специфических специализаций: воровство, убийство, хулиганство, проституция, нищенство, мошенничество, национальный экстремизм, политический терроризм, революционное подполье, нелегитимное сектанство, еретичество, криминал на сексуальной почве, алкоголизм, наркомания и далее по всем статьям уголовного кодекса, а также перечням форм психических отклонений, социальной неадекватности. Эта субкультура существовала всегда, в основе её лежат особенности человеческой психики, ведущие к различным формам протеста против абсолютной регламентированности социального бытия. Встречаются как высоко специализированные (терроризм, организованная преступность), так и совершенно спонтанные проявления криминальности (хулиганство, алкоголизм). Социальные уровни субъектов криминальной субкультуры варьируются от предельно низких (бомжи, попрошайки) до предельно высоких (харизматические лидеры экстремистских политических движений и сект, политические и финансовые аферисты и др.). Криминальная субкультура выработала свои особые институты воспроизводства: воровские притоны, места заключения, публичные дома, революционное подполье, тоталитарные секты и т.п.

Законы экстернальной субкультуры глубоко архаичны: строгая иерархия, деление на своих и чужих. Криминально-тюремная субкультура делит людей на «особо привилегированных» - лидеров и их сподручных (элита – «воры»), ниже по лестнице стоят «нейтральные», средний слой – «пацаны», «мужики» - основная масса осуждённых и аутсайдеры, непривилегированные, «опущенные», «шестёрки», которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями. Таковы жестокие порядки мужской зоны. Схожая структура известна в армейской среде под названием «дедовщины». То же имеется в уличной субкультуре - в подростковой и молодёжной среде больших городов. Отсутствие нравственных начал делает общество уязвимым для проникновения отношений, принятых в замкнутых маргинальных сообществах, - отношений, основанных на унижении сильным слабого, психологическом насилии.

Субкультурное как подпольное, ставшее легальным, содержит в себе немало негативного. Когда говорится «субкультура затопила эфир и экран», имеется в виду проникновение в СМИ низовой культуры («все помешались на сексуальности и физиологии», темы насилия и жестокости). Низкий стиль определяет современную повседневную лексику в стране, где привыкли отчаянно ругаться и быть обруганными. Брань в последние годы активно легализуется, становясь частью не только быта, но и общественной жизни. Лит.газ. (2007 №10.С.12) приглашает к разговору: надо ли воспринимать брань как некую острую «приправу» в устном общении, обогащающую наш язык или всё-таки публичное использование ненормативной лексики свидетельствует о языковой нищете говорящего; какова в этом процессе роль писателей, использующих ненормативную лексику – результат творческой свободы или признак творческого бессилия и унаследованного бескультурья? «Мат перестал восприниматься как нечто неприличное – он воспринимается просто как новый язык: редуцированный, отвязный, крутой…Язык – часть жизни нации. Если в этой жизни нет чёткой границы между добром и злом, порушены идеалы..,язык неумолимо опускается»[301].

Субкультура – это особая вампирическая психология человека, вымещающего свои проблемы на окружающих. Огромному количеству конфликтных, неуравновешенных людей необходим сброс накопившихся отрицательных эмоций. Они находятся в постоянном поиске врага, скандал, ссора – их привычная среда. Идеология успеха любой ценой создаёт аномальное общество, где нормой становится «падающего – толкни»: «Прежде проигравшего, обанкротившегося, обедневшего, заболевшего, выкинутого на обочину было принято у нас жалеть…Английское слово «лузер» заменило русское «неудачник», и неслучайно. В «неудачнике» подразумевалось сочувствие, традиционное для русского менталитета, «лузер» - это презираемый человек, изгой»[302].

Одна из последних ступеней падения человека – жизнь бомжа. Основной смысл жизни – поиск выпивки. Смерть от отравлений алкогольными суррогатами стоит на первом месте в списке причин смертности бомжей. Бомжи не обращаются в милицию, даже если их убивают, не заступаются за своих, не замечают течения времени. Даже на самом дне люди стремятся образовать пары. Только ими движет не любовь, а чувство собственника. Человеку, лишённому всего, так хочется иметь хоть что-то в своей полной власти. Женщина бегает ночью за бутылкой, на женщине вымещаются все невзгоды.

В последнее время у нас заговорили о субкультуре бедности и её составляющих: повышенная депрессивность, апатия, пессимизм, безысходность в сочетании с повышенной агрессивностью, озлобленностью, культом силы, повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей). Всё это ведёт к различным формам девиантного поведения: наркомания, алкоголизм, проституция.

Черты экстернальной субкультуры всё более проявляются в отечественной армейской среде с утратой армией единства и сплочённости. «Быт и мораль российских казарм всё больше напоминают исправительно-трудовые колонии, служба рассматривается как форма «отсидки», офицеры выступают в роли надзирателей и охранников, а сослуживцы как тюремное сообщество». По самоубийствам наша армия вышла на первые места в мире. Опросы призывников могут шокировать любого социолога: «Более 80% из них не доверяют правительству, 90% разочарованы социальным и экономическим неравенством российского общества». Армия превратилась в «удел бедных», перестала быть «всенародной»[303].

Типичным примером экстернальной субкультуры является эмигрантская среда. Журналисты становятся продавцами, учёные – рядовыми рабочими. Восстановить на чужбине социальный статус и должность, приобретённые на родине, удаётся исключительно редко. «Есть дедовщина армейская, а есть эмигрантская». Человеку, прожившему в Америке пять лет, трудно говорить с тем, кто приехал недавно: вы только ещё адаптируетесь, живёте в негритянском районе, в съёмной квартире[304].

Экстернальные субкультуры существовали в разных обществах, воплощая остатки архаических представлений и ростки нового. Ранние христиане были экстерналами в римской империи, в средневековой Европе таковыми были многочисленные ереси, в самодержавной России революционные партии – большевики, эсеры и др.

4.5. Возрастные субкультуры. Субкультура детства. Согласно Пифагору, человеческая жизнь делится на четыре периода, соответствующих временам года. Весна – период становления, до 20 лет. Лето – молодость, до 40 лет. Осень – расцвет сил, до 60 лет. Зима – старость и угасание, до 80 лет. Врач Гиппократ делил нашу жизнь на 10 периодов, по семь лет каждый. Современные английские физиологи выделяют пять периодов. Раннее детство – до 7 лет, позднее детство (отрочество, подростковый возраст) – до 14 лет, молодость – до 25 лет, зрелость – до 60 лет, старость – после 60.

Важнейшие проблемы субкультуры детства:

(1) «Детонерождение» - рождаемость 1,15-1,3 ребёнка на семью.

(2) Высокая младенческая смертность. Больными рождаются около 40% детей.

(3) Ухудшение показателей здоровья школьников – увеличивается уровень общей заболеваемости детей. Причины – экология; образовательные перегрузки, ставящие проблему здоровьесберегающего обучения, рациональной организации учебного процесса; социальные причины. Каждое последующее поколение имеет более низкие показатели здоровья, чем предыдущее. Доля здоровых детей – около 30%. Численность абсолютно здоровых детей не превышает 8-10% в младших классах, 6% для среднего возраста, для старшеклассников – 3-5%. 70% подростков страдают хронической патологией. Каждый третий юноша не пригоден к военной службе. Увеличивается количество пограничных состояний и невротических отклонений.

(4) Большое количество детей-социальных сирот – около 2 млн. беспризорных детей. Родители большинства из них – алкоголики. Детей бросают, вовлекают в преступный бизнес. «Третий вал беспризорности накрыл Россию» - после Гражданской и Отечественной войн. По самым скромным подсчётам в стране сегодня 2 млн. неграмотных подростков. Растёт число смертей от наркотиков[305]. По оценкам Генеральной прокуратуры, 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% живут относительно нормально[306].

(5) Безнадзорность рождает проблему детской преступности. На скамье подсудимых оказываются малодетние дети. Ивановская область – на первом месте в стране по распространённости детской токсикомании и удельному весу подростковой преступности и на третьем по детскому алкоголизму[307].

(6) Остро стоит проблема защиты прав детей, жестокого отношения к детям. Дети подвергаются насилию в стенах школы и дома. В последнее время широко обсуждаются факты убийства за границей усыновлённых российских детей. Но собственные данные гораздо печальнее: летом 2006 г. Генеральная прокуратура России огласила данные, согласно которым за последние 5 лет в нашей стране от рук родителей погибли более тысячи детей[308]. Связано это с алкоголизмом и неврозами взрослого населения, ростом числа социально неблагополучных семей. На детях вымещают злость и обиду: «В России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% избиение заканчивается смертью»[309].

(7) Заброшенность, одиночество, отсутствие контакта с родителями. Неофициальная статистика утверждает, что абсолютно каждый подросток хоть раз думал о самоубийстве.

(8) Аномия – ценностный вакуум старшеклассников. Агрессивность массовой культуры – телевидения, компьютерных игр. Дети беззащитны перед колоссальным давлением мира рынка – игромания, навязывание стандартов потребления, отсутствие здорового детского телевидения, дворового спорта. «Серьёзной современной литературы для умного неравнодушного подростка сейчас практически нет…Живые реалии современных подростков – не пионерские галстуки и комсомол, а группировки, клубы, секты: фанаты, нацболы, толкинисты, сатанисты, дворовый бандитизм и школьная дедовщина». Героем для подростка предстаёт тот, кто метко стреляет. «Главное – всех убить и победить…Жизнь предстаёт игрой, где всё можно, надо только привыкнуть или навязать свои условия. Размытые понятия добра и зла – просто правила игры»[310].

Центр национального образования РГПУ им. А.И.Герцена предложил старшеклассникам Москвы и С-Петербурга назвать наиболее значимые для них ценности: 1) здоровье; 2) богатство (просторная квартира, загородный дом и т.п.); 3) приятели, тусовки; 4) свободное время, ничегонеделание; 5) высокооплачиваемая работа без напряжения; 6) свобода добрачных отношений; 7) техническая цивилизация; 8) здоровая среда обитания; 9) иностранный язык…Отечественная история попала на 23 место, родное слово – на 26-е. Совсем не входят в число приоритетов патриотизм, личная ответственность перед обществом, моральные ценности, культура общения, самообразование и самовоспитание, духовность[311]. Речь идёт о прагматизме и потребительстве.

Дети лишаются детства. В детстве человек создаёт мир, стабильный и упорядоченный, счастливый и беспечный, чтобы не разрушить его – не ударь, не накричи, не обижайся, не запрещай, не испугай, не мешай любить[312].

4.6. Субкультура пожилого возраста. Зрелый возраст – пора мудрости и спокойствия. С возрастом люди чувствуют себя более счастливыми, ибо внутренние эмоциональные возможности с возрастом увеличиваются. В развитых странах считается, лучшие годы – после 60. В Америке трудовые анкеты не содержат графы «возраст». В общественном сознании постоянно отодвигается черта того возраста, который считается пределом трудоспособности. Многие американцы в возрасте за 65 лет работают, многие учатся, обретая новые профессии. Самым модным направлением в американской биологии сегодня является геронтология, задача которой – продление активной, интересной, полноценной жизни. Население развитых стран стареет, доля детей уменьшается, доля пожилых (после 60) и стариков (после 75) возрастает. Самый высокий возрастной потолок в США и Германии: и мужчины, и женщины работают до 65 лет. В большинстве стран мужчины трудятся до 65, женщины – до 60.

Повышение пенсионного возраста в России неизбежно в перспективе. Низкий пенсионный возраст в России оправдан лишь сверхсмертностью населения. Средняя продолжительность жизни в России – всего 63 года, у мужчин на 12-13 лет меньше, чем у женщин (массовое вдовство женщин, их одиночество в старости – удел многих). Таких низких пенсий, как в Российской Федерации, нет ни в одной развитой стране. На нужды пенсионного обеспечения расходуется всего 6% ВВП[313].

Литература

1.Кравченко А.И. Общая социология. М., 2010.

2.Щепанская Т.Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.

Контрольные вопросы

1.Что такое субкультура?

2.Что такое контркультура?

3.Какие существуют типы субкультур?

4.Дайте определение элитарной культуры.

5.Какие существуют типы элит?

6.Приведите примеры экстернальных субкультур.

7.Каковы отличительные свойства криминальной субкультуры?

8.В чём себя проявляет субкультура бедности?

9.Назовите важнейшие проблемы субкультуры детства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: