Система источников трудового права

Система источников трудового права - это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и последовательное расположение в зависимости от регулируемого предмета всех актов трудового законодательства (в широком его понимании) в едином комплексе.

Она предопределена спецификой предмета и метода отрасли трудового права. Моделируя систему источников трудового права, в основу ставят служебную иерархию норматив правовых актов.

В настоящее время система источников трудового права имеет следующие особенности:

- она обусловлена федеративным устройством России;

- в ней находятся не только нормативные правовые акты, но и нормативные соглашения и коллективные договоры;

- в нее входят ратифицированные СССР и РФ международно-правовые акты по труду и некоторые акты трудового законода­тельства СССР;

- в ней много актов специализированного федерального орга­на исполнительной власти в области труда, занятости, здраво­охранения и социальной защиты населения в настоящее вре­мя - Министерство здравоохранения и социального разви­тия РФ;

- в ней отражается единство и дифференциация трудового за­конодательства.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными закона­ми должно осуществляться трудовым законодательством и ины­ми нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудо­вого права, а именно:

- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных за­конов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- указами Президента РФ;

- постановлениями Правительства России и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной вла­сти;

- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;

- нормативными правовыми актами органов местного, самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными догово­рами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права,

При этом установлена чёткая иерархия нормативных правовых актов: нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ; указы Президента РФ не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента России; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудов права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента и постановлениям Правительства РФ; законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного с управления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового нрава, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Исходя из сложившейся законодательной и правоприменительной практики, специально отмечено, что в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяются нормы Трудового кодекса, а если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то он применяется только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

Полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений разграничены ст. 6 ТК РФ. При этом законодатель особо обратил внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным право­вым актом Российской Федерации.

Во-вторых, в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, со­держащий нормы трудового права, противоречит ТК или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Кодексом или иными федеральными законами, применяются нормы, содержащиеся в ТК РФ или ином федеральном законе.

Кроме нормативных правовых актов, принимаемых в цен­трализованном порядке компетентными государственными ор­ганами и органами местного самоуправления, в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний большую роль играют локальные нормативные акты.

Со­гласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодате­лей-физических лиц, не являющихся индивидуальными пред­принимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Главная особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках данной конкретной организации (коллектива работников, за­нятых у индивидуального предпринимателя). При этом в уста­новленных случаях работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников или принимать локаль­ные акты по согласованию с этим органом (при наличии такого представительного органа).

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ (ст. 372) порядка учёта мнения представительного органа ра­ботников, применению не подлежат.

В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых от­ношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний в договорном порядке может осуществляться путём заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижаю­щих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. Среди российских учёных нет единого мнения о том, может ли трудовой договор включаться в систему источников трудового права. Одни специалисты утверждают, что трудовой договор источником права являться не может, поскольку он не содержит правовых норм; другие считают, что трудовой договор можно отнести к числу элементов системы источников трудового права.

Вопрос о признании актов высших судебных органов, и прежде всего постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в качестве источников трудового права также является дискуссионным. Пока большинство правоведов считают, что они таковыми являться не могут, хотя и имеют большое значение для единообразного применения норм трудового законодательства. В настоящее время вопросы применения ТК РФ разъяснены постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 мая 2004 г. № 2.

Исходя из вышеизложенного, источники российского трудового права можно классифицировать по следующим основаниям:

- по юридической силе - законы, подзаконные акты;

- по месту в системе трудового права - относящиеся ко всей отрасли, Общей или Особенной частям, отдельным институтам;

- по органам, принявшим нормативные правовые акты, принятые Федеральным Собранием, Президентом, Правительством России, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателем;

- по форме актов - законы, указы, постановления, распоряжения; приказы, положения, разъяснения и т. д.;

- по географии и масштабам действия - общефедеральные, региональные (субъектов РФ); муниципальные; межотраслевые, отраслевые, локальные.

Важное значение для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений также имеют международные правовые акты и международные договоры РФ.

Среди международных правовых актов, регулирующих сферу труда, следует выделить документы (конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда: они затрагивают широкий круг проблем и даже характеризуются в зарубеж­ной литературе как «Международный трудовой кодекс».

Исходя из положений Конституции (п. 4 ст. 15), в ТК РФ (ст. 10) закреплено, что, если международным договором Рос­сийской Федерации установлены другие правила, чем преду­смотренные трудовым законодательством и иными актами, со­держащими нормы трудового права, применяются правила ме­ждународного договора.

Итак, в трудовом праве существует достаточно стройная и субординированная система источников права, что позволяет устойчиво регулировать отношения в сфере труда. Характери­зуя важнейшие из них, прежде всего необходимо обратить вни­мание на Конституцию РФ и ТК РФ.

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Права каждого в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений за­креплены в ст. 37 Конституции РФ и реализуются в тесной свя­зи с правами, провозглашенными в других её статьях: 17-19, 30, 32, 34, 37, 41-43, 45, 46, 48, 53, 55, 62.

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ являет­ся исторически четвёртым кодифицированным российским нормативным правовым актом о труде. Он содержит более 400 статей, объединённых в 62 главы, 14 разделов и 6 частей. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и с того времени ус­пел подвергнуться большому количеству изменений, в том чис­ле и принципиальных. Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов, от 22 августа 2004 г № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: