Взаимная ответственность государства и личности

Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости.

Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином.Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата); ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством.

5) Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (п.4 ст.15 Конституции РФ).

6) Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют английского философа Джона Локка (1632 –1704) и французского мыслителя Шарля Монтескьё (1689-1775). Таких властей, свидетельствующих о развитии, совершенстве государственной деятельности, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.

Законодательная власть принадлежит парламенту, издающему законы. Законодательная власть, избранная народом, призвана вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса. Регламентирующая её деятельность от законодательной инициативы до подписания и вступления в силу того или иного законодательного акта. В системе сдерживающих факторов важную роль может играть президент, подписывающий законы и имеющий право применения отлагательного вето при поспешных решениях законодательной власти. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве сдерживающей, так как он обязан отменять все неконституционные акты.

Исполнительную власть представляют глава государства (президент) и правительство. Основная функция исполнительной власти – организация исполнения законов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им органов государственного управления и других органов исполнительной власти, обеспечивают исполнение Конституции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

Судебная власть – это система независимых государственных органов – судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты (принцип независимости суда).

Судебная власть – независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности. Прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля.

Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимно действуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В соответствии с Конституцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст.10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации); исполнительную – Правительство; судебную – органы правосудия, суды. Президент по Конституции, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст.80).

5. Государственный аппарат (механизм)

Отдельные авторы считают понятие «аппарат государства» и «механизм государства» примерно равнозначными. Распространена следующая точка зрения – механизм государства состоит из аппарата государства, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др.), и так называемых, материальных придатков (армия, органы охраны, правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и др.).

Государственный аппарат – это иерархическая система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Частицей государственного аппарата является государственный орган.

Государственный орган – это организации или учреждения, выполняющие государственные задачи и наделенные соответствующими властными правомочиями. Каждый государственный орган имеет:

А) государственные, казенные имущества, которые находятся в его оперативном управлении;

Б) финансовые средства, свой счёт в банке, источник финансирования из бюджета;

В) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину;

Г) необходимый объём властных полномочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают правовые акты, т.е. юридически обязательные действия, - издают юридические норм, принимают индивидуально-регулятивные или правоохранительные решения.

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, т.е. работников, выполняющих работу и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине.

Государственный аппарат РФ представлен на рис. 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: