Форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим
Форма государства -это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.
3.1. Форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, принципы их взаимодействия и степень участия населения в их формировании.
Основные формы правления – монархия и республика.
Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей – законодательной и исполнительной – и которая принадлежит одному лицу – монарху – представителю правящей династии, обретающему власть обычно в порядке наследования.
Среди монархий выделяются две разновидности:
абсолютного, имперского, единодержавного типа, в которых монарх в своей высшей власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление (Оман, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия). Данная разновидность монархии характерна для авторитарного политического режима;
конституционные монархии, в которых власть монарха ограниченная законом, прежде всего основным законом – конституцией, сосредоточивается на функциях главы государства; законодательство осуществляется выборным органом – парламентом; под контролем главы государства и парламента, а в ряде случаев и одного парламента создается ответственное правительство; формируются независимое правосудие и муниципальное самоуправление (Великобритания, Швеция). Конституционные монархии характерны для демократического политического режима.
Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством; существуют независимое правосудие, муниципальное самоуправление.
Современные республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
Президентская – это республика, президент которой непосредственно при известном парламентском контроле формирует правительство, которое несет ответственность за свою деятельность перед ним. В президентских республиках, как правило, отсутствует должность премьер-министра, так как функции главы правительства выполняет президент.
Парламентская - это республика, парламент которой прямо, преимущественно из своего состава, фракций формирует правительство и оно несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Руководит правительством премьер-министр.
Существуют смешанные формы республиканского правления, когда парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Например, кандидатуры в правительство отбирает президент, а назначает их парламент, или парламент только дает согласие на назначение членов правительства или лишь его главы.
3.2. Форма государственного устройства – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство ( unus (лат.) – один) – это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают (Франция, Финляндия, Турция, Япония, Монголия, Азербайджан и др.).
В унитарном государстве:
одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;
одна конституция, одна система законодательства, одно гражданство, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы;
составными частями государства на местах (области, воеводства, департаменты) являются местные (муниципальные) органы, не обладающие признаками суверенитета.
Федерация (foedus (лат.)– союз) представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство (США, Индия, Бразилия, Россия и др.).
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
В федеративном государстве:
территория состоит из территорий отдельных её субъектов (штатов, республик, земель);
две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная, от каждого субъекта федерации;
в большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую, денежную системы;
основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства
Конфедерация (в переводе с латинского означает «сообщество») – это союз суверенных государств, образуемый для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач (Германский союз с 1815 по 1867, США с 1781 по 1787 г., Швейцарская Конфедерация с 1815 по 1848 г., Объединенная Арабская Республика – конфедерация Египта и Сирии с 1958 по 1961г.).
При конфедеративном устройстве государства – члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
Содружество – форма межгосударственных объединений (Британское содружество, СНГ, ЕС).
3.3. Политический (государственный) режим – совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти.
Существуют два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный.
Демократия (demos (греч.) - народ и сrutos - власть, народовластие.
Основные характеристики демократического политического режима:
разделение властей; всей полнотой власти в государстве не обладает ни один орган;
властные органы имеют мандат народа. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (парламент, глава государства), объем, и пределы власти каждого органа определяются законом;
в обществе утверждаются верховенство права и независимое правосудие, а все граждане имеют защищенные судом неотъемлемые права и свободы.
свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций;
политический плюрализм - свободное выражение интересов всех социальных групп общества.
В авторитарном государстве:
государственная власть, не имеет непосредственного мандата народа, она хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путем прямого использования управленческого административного аппарата вооруженных сил и карательных учреждений;
право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничиваются требованием соблюдения действующих писаных законов, произвольно издаваемых государственной властью;
политический монизм – господство одной идеологии.
Исторические разновидности авторитарного политического режима – деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и т.д.
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «totalitas» – цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, цельный. Так тоталитарное государство – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствует гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.