double arrow

Форма государства. Форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим


Форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим

Форма государства -это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

3.1. Форма государственного правления –это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, принципы их взаимодействия и степень участия населения в их формировании.

Основные формы правления – монархия и республика.

Монархия –форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей – законодательной и исполнительной – и которая принадлежит одному лицу – монарху – представителю правящей династии, обретающему власть обычно в порядке наследования.

Среди монархий выделяются две разновидности:

абсолютного, имперского, единодержавного типа,в которых монарх в своей высшей власти не ограничен законом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие, местное самоуправление (Оман, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия). Данная разновидность монархии характерна для авторитарного политического режима;

конституционные монархии, в которых власть монарха ограниченная законом, прежде всего основным законом – конституцией, сосредоточивается на функциях главы государства; законодательство осуществляется выборным органом – парламентом; под контролем главы государства и парламента, а в ряде случаев и одного парламента создается ответственное правительство; формируются независимое правосудие и муниципальное самоуправление (Великобритания, Швеция). Конституционные монархии характерны для демократического политического режима.

Республика –форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством; существуют независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Современные республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Президентская – это республика, президент которой непосредственно при известном парламентском контроле формирует правительство, которое несет ответственность за свою деятельность перед ним. В президентских республиках, как правило, отсутствует должность премьер-министра, так как функции главы правительства выполняет президент.

Парламентская- это республика, парламент которой прямо, преимущественно из своего состава, фракций формирует правительство и оно несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Руководит правительством премьер-министр.

Существуют смешанные формы республиканского правления, когда парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Например, кандидатуры в правительство отбирает президент, а назначает их парламент, или парламент только дает согласие на назначение членов правительства или лишь его главы.

3.2. Форма государственного устройства –национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство (unus (лат.) – один) это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают (Франция, Финляндия, Турция, Япония, Монголия, Азербайджан и др.).

В унитарном государстве:

одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

одна конституция, одна система законодательства, одно гражданство, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы;

составными частями государства на местах (области, воеводства, департаменты) являются местные (муниципальные) органы, не обладающие признаками суверенитета.

Федерация(foedus (лат.)– союз) представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство (США, Индия, Бразилия, Россия и др.).

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

В федеративном государстве:

территория состоит из территорий отдельных её субъектов (штатов, республик, земель);

две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная, от каждого субъекта федерации;

в большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую, денежную системы;

основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства

Конфедерация(в переводе с латинского означает «сообщество») это союз суверенных государств, образуемый для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач (Германский союз с 1815 по 1867, США с 1781 по 1787 г., Швейцарская Конфедерация с 1815 по 1848 г., Объединенная Арабская Республика – конфедерация Египта и Сирии с 1958 по 1961г.).

При конфедеративном устройстве государства – члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Содружество– форма межгосударственных объединений (Британское содружество, СНГ, ЕС).

3.3. Политический (государственный) режим– совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти.

Существуют два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный.

Демократия (demos (греч.) - народ и сrutos - власть, народовластие.

Основные характеристики демократического политического режима:

разделение властей; всей полнотой власти в государстве не обладает ни один орган;

властные органы имеют мандат народа. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом (парламент, глава государства), объем, и пределы власти каждого органа определяются законом;

в обществе утверждаются верховенство права и независимое правосудие, а все граждане имеют защищенные судом неотъемлемые права и свободы.

свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций;

политический плюрализм - свободное выражение интересов всех социальных групп общества.

В авторитарном государстве:

государственная власть, не имеет непосредственного мандата народа, она хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путем прямого использования управленческого административного аппарата вооруженных сил и карательных учреждений;

право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничиваются требованием соблюдения действующих писаных законов, произвольно издаваемых государственной властью;

политический монизм – господство одной идеологии.

Исторические разновидности авторитарного политического режима – деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и т.д.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «totalitas» – цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, цельный. Так тоталитарное государство – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствует гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.


Сейчас читают про: