Продавая продукцию, организация несет расходы, связанные с продажей, для учета которых используется счет 44 «Расходы на продажу». В состав таких расходов организации, осуществляющие производственную деятельность, включают расходы:
· на тару и упаковку на складе готовой продукции;
· на доставку продукции на станцию (пристань отправления);
· на погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
· комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям;
· на рекламу;
· на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплату труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
· представительские расходы;
· другие расходы.
Расходы на упаковку включают фактическую стоимость материалов, потребленных при упаковке продукции, плату за услуги сторонних организаций, обеспечивающих доставку продукции покупателям без повреждений и потерь.
К транспортным расходам относятся: оплата услуг сторонних организаций и стоимость услуг вспомогательного производства за перевозку; расходы по погрузке продукции в транспортные средства и выгрузке из них; плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях в портах; плата за обслуживание подъездных путей; другие расходы.
Расходы на рекламу включают: разработку и издание рекламных изделий, изготовление эскизов, этикеток, образцов фирменных пакетов, упаковки; оплату рекламных услуг средств массовой информации; содержание световой и иной наружной рекламы; приобретение, копирование, изготовление, дублирование и демонстрацию рекламных фильмов; изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей; оформление витрин, выставок-продаж и др.
В расходы по хранению включаются: плата за временное хранение продукции на складах сторонних организаций; расходы по содержанию собственных складов готовой продукции; другие расходы. При хранении на одном складе готовой продукции, материалов и оборудования необходимо вести раздельный учет расходов по хранению готовой продукции, материалов и оборудования. Если операции по упаковке продукции осуществляются в цехах основного или вспомогательных производств, то эти расходы включаются в производственную себестоимость продукции.
К представительским расходам относятся расходы на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, и участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации, независимо от места проведения официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия или заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Аналитический учет расходов на продажу ведется в ведомости по видам и статьям расходов.
Расходы на продажу полностью или частично списывают в дебет счета 90 «Продажи». В организациях, осуществляющих производственную деятельность, при частичном списании распределяют расходы на упаковку и транспортировку продукции. Между отдельными видами продукции расходы на упаковку и транспортировку распределяют в зависимости от их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей. Все остальные расходы на продажу ежемесячно относят на себестоимость проданной продукции (работ, услуг).