Эффективность монополистической конкуренции

Тема 11.Монополистическая конкуренция

1. Особенности рынка монополистической конкуренции

Поведение фирмы при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

Поведение фирмы при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Эффективность монополистической конкуренции.

1. Монополистическая конкуренция- это рыночная структура, при которой большое количество небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

Основные признаки монополистической конкуренции:

1. Множество фирм конкурентов и большое количество покупателей;

2. Ограниченный контроль над ценой;

3. Производят дифференцированную продукцию (почти однородную, но отличающуюся по качеству, сорту, упаковке, обслуживанию);

4. Свободный вход в отрасль.

5. Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Дифференциация продукта в различных формах:

· По качеству- долговечность, дизайн, мощность;

· По услугам и условиям, связанных с реализацией продукта- сервис, доставка, гарантия;

· По размещению и доступности продукта- супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с высокими ценами

· По рекламе, упаковке, престижу.

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, обуви, моющих средств и парфюмерии, меховых изделий и др.). Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобное расположение и время работы магазина, послепродажное обслуживание и т.п.

2. Поведение монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде подобно монополии. В процессе функционирования монополистический конкурент сталкивается с нисходящей кривой спроса. Однако кривые спроса и предельного дохода более эластичны по сравнению с монополией. Чем больше конкурентов на рынке и чем выше дифференциация продукта, тем эластичнее спрос предельный доход. Условия максимизации прибыли MR=MC рис.

Т.к. Ра превышает АТС, то фирма получает экономическую прибыль, заштрихованный прямоугольник. В силу этого, что барьеров нет, прибыль будет привлекать в отрасль новых монополистических конкурентов. В результате общий спрос рынка распределится на все большее количество фирм, поэтому кривая спроса для отдельной фирмы может переместиться влево D1.При этом величина АТС превышает цену(рис.б), то фирма понесет убыток и покинет отрасль. Т.о, в краткосрочном периоде поведение фирм в условиях монополистической конкуренции зависит от получения прибыли. Получение прибыли привлекает в отрасль новые фирмы с конкурирующими товарами.

3. В долгосрочном периоде любая фирма, производящая товар на рынкемонополистической конкуренции, может расширяться. Кроме того, в отрасли могут появляться новые фирмы. В условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы наступает когда цена продаваемого товара (т.е.величина среднего дохода) сравнивается с величиной АТС, что обеспечивает безубыточность фирмы, получение ею нормальной прибыли.

Равновесие достигается в т.F, где МR=MC, при этом величина АТС=Р(AR). В т.В фирма получает нормальную прибыль.

4. Оценка эффективности монополистической конкуренции со стороны общества предполагает:

· Для конкурентной фирмы цена товара =МС; для монопольно конкурентной фирмы- цена превышает МС, т.к. фирма обладает некоторой властью над рынком. Это приводит, что некоторые потребители воздерживаются от приобретения данного товара. Т.о при монопол.конкур. как и при монополии существует безвозвратная потеря части продукта и недораспределение ресурсов с т.зрения общества, т.е. монополистич.конкурен. не обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственную эффективность.

· При монополис. конкур. потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкур-ей, когда продукт однороден и более низкие цены по сравнению с монополией;

Преимущества рынка монополистической конкуренции:

· дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;

· сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции);

· рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;

· это рынок наиболее благоприятный для покупателей.

Недостатки рынка монополистической конкуренции:

· Как правило, фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых.

· Малые размеры и предопределяют основные недостатки этой структуры рынка.

· Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса. Если рыночный спрос слаб, то это может привести к финансовым потерям, банкротству, выходу из отрасли. Если рыночный спрос силен, то это усиливает приток новых фирм в отрасль и ограничивает получение прибылей выше нормального у действующих.

· Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности (поскольку для НИОКР необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия). И хотя существуют исключения (персональный компъютер Apple был разработан впервые в гараже), большинство малых фирм не являются технически передовыми или инновационными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: