Конкуренция за монопольные рынки

Конкуренция на монопольном рынке организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке. Эффективную конкуренцию за вход на рынок можно организовать не на всяком монопольном рынке. В частности ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству. Конкурентная борьба за рынок отраслей естественных монополий существует в многих странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю. Еще в 1882 г. был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в Париж в течение 15 лет. Сейчас около 70% населения снабжается водой частным фирмами. Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (нефте-газопроводная сеть и т.п.) либо принадлежат государству (центральным или местным органам власти), либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией. Повторные конкурсы обычно не ведут к замене арендаторов. Так, во Франции контракты на водоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми операторами. В НГК конкуренция достаточно редкое явление. Причиной этого является серьезное противодействие конкурентам со стороны компаний-монополистов, занявших прочные позиции на рынке. Примером является компания «Газпром» контролирующая всю газотранспортную сеть России. При этом «Газпром» противится конкуренции либо отказывая в доступе к своей сети либо запрашивая за это столь высокую цену, что потенциальные конкуренты вынуждены отказываться от своих намерений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: