Как бы мы не анализировали элиту, её фундаментальным признаком будет максимальная степень общности интересов, общности целей и единства действия

Системы рекрутирования (отбора, формирования) политических элит:

Система гильдий (корпоративная система – имеет давние традиции, распространена в среде недемократических поликультур) Антрепренерская система (предпринимательская система - складывалась в западноевропейском культурном пространстве)
характерные черты системы:
· закрытость (отбор претендентов на более высокие посты, как правило из нижестоящих слоев самой элиты) и медленный, постепенный путь продвижения; · высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров и формальных требований (стаж, возраст, пол, образование и др.) для занятия должности; · небольшой круг селектората (как правило, члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель); · тенденция к закреплению и воспроизводству уже существующего типа лидерства и политической элиты (от претендентов требуется прежде всего лояльность, верность лидеру); · взвешенность решений, которая гарантирована преемственностью и консерватизмом системы. · открытость (широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на места в политических и управленческих структурах); · небольшое число формальных требований к претендентам на должности; · широкий круг селектората, которым могут выступать все избиратели страны; · высокая конкуренция среди лидеров при отборе; · первостепенность личностных качеств, умение заинтересовать электорат, понравиться новыми идеями и проектами.
недостатки системы:
· тенденция к бюрократизации и формализации; · культивируется массовый конформизм, затрудняется инициатива снизу; · догматизация и формализм могут вести к деградации политической системы. · большой риск допуска в политику непрофессионалов; · сравнительно низкая предсказуемость процессов развития и действий политиков; · склонность к внешним эффектам (выборы как шоу), демагогии и популизму.

ЧАСТЬ 2. ЭЛИТЫ И АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ (БЮРОКРАТИЯ)

Аппарат управления любой социальной системы призван выполнять четыре группы функций:

1) деятельностно-административные функции: целеполагание, прогнозирование, планирование, врганизация исполнения, мотивирование, принятие решения, коммуникация, контроль, коррекция;

2) кадровые функции: управление персоналом1, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическа;

3) производственно-технологические функции: оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационная, маркетингова;

4) производные (синтетические) функции: интеграционная, стратегическая, представительская, экспертноконсультативная, стабилизационная.

Традиционно аппарат управления как система субъектов, которые выполняют эти функции, обозначается термином БЮРОКРАТИЯ (буквально «господство канцелярии»):

· социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус в обществе;

· замкнутый слой высших чиновников, противопоставляющий себя обществу, занимающий в нем привилегированное положение, специализирующийся на управлении и монополизирующий — с целью реализации своих корпоративных интересов — властные функции в обществе;

· узаконенное господство в организации формальных норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица;

· одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Любопытно, что во всех языках понятие «бюрократия» имеет двоякий смысл— позитивный и негативный (последний передается также термином «бюрократизм»). В позитивном смысле бюрократия — это форма управления организацией или обществом, при которой вся полнота власти сосредотачивается в руках особой профессиональной группы. Иными словами, бюрократия представляет собой иерархическую организацию с множеством отделов, уровней управления, инструкций и чиновников в кабинетах.

Бюрократия как специфическая группа людей, занимающих властные позиции в обществе, определенный тип и характер взаимоотношений между ними, система норм и правил поведения, своеобразный стиль руководства и образ жизни, наконец, как социальный институт зародилась в глубокой древности — на заре государства и зачатков политической системы. Величайшие цивилизации древности — Египет времен строителей пирамид, крито-микенская культура, Шумер, так называемая «III династия Ура» — классические образцы бюрократической структуры, достигшей наивысшего расцвета в условиях централизованно-командного управления. Специалисты сходятся во мнении, что элементы бюрократических отношений присутствуют, в той или иной степени, в любой системе управления. Общие интересы бюрократов подталкивают их к солидарным действиям и сотрудничеству. Они стоят на страже своих корпоративных интересов, оказывая членам своей социальной страты явную и неявную поддержку. В результате возникает не только разветвленная бюрократическая система управления, но и совершенно особый социокультурный феномен — корпоративная культура и этика бюрократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: