Методы анализа эффективности

Система показателей эффективности

Назначение показателей: оценка результативности, динамики, поиск путей решения проблем

Вопросы к экзамену:

1) Виды показателей эффективности производства:

Условия сопоставимости показателей

Методы анализа эффективности

Задача. Оценить влияние факторов на эффективность производства.

Показатели Базовый год Отчетн.год
Произведено и реализовано продукц.тыс. руб.    
Ср.год. стоимость осн. произв. фондов, тыс.р.    
Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.    
Амортизация, тыс. руб.    
Численность рабочих, человек    
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.    

Текст: Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в каче­стве полезного результата выступают прибыль или экономия зат­рат и ресурсов. Экономический эффект - величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Экономическая эффективность - это соотношение между ре­зультатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Экономическая эффектив­ность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ре­сурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, эконо­мическая эффективность - величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприя­тия. Например, на предприятии может быть такая ситуация, ког­да достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризо­ваться высоким уровнем эффективности при небольшой величи­не экономического эффекта.

На практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают раз­личные стороны деятельности предприятия. Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В условиях плановой системы хозяйствования в оценке дея­тельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем вало­вой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигают­ся показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных показателей удовлетворения спроса.

Все показатели, исходя из требований рынка, можно разде­лить на:

оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровни развития или результатов той или иной деятельности;

затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводи­мого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный, характе­ризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. Тоже можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от ха­рактера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в оди­наковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс ак­ций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выде­ляют также структурные и приростные показатели.

Абсолютные показатели бывают стоимостными и натураль­ными. В условиях рыночных отношений первостепенное значе­ние придается стоимостным, что обусловлено сущностью товар­но-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уро­вень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и час­тичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина диви­дендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.

Относительные показатели выделяются как отношения абсо­лютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Про­цедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: рентабельность (на ед. стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.

Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам - характеризуют долю (соотношение долей) отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают свое изменение за опреде­ленный период. Они могут быть даны в относи

тельном или абсо­лютном выражении. Таковыми являются, например, изменения уставного фонда за год, прибыли за год и т.д.

Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разно­родными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличе­ние прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выпла­тами) ведет одновременно и к уменьшению наличности.

В усло­виях рынка в число контролируемых показателей входят:

- выруч­ка от реализации,

-объем продаж,

-размер капитала,

-сумма чистой прибыли,

-величина активов,

-число акционеров,

-выпла­чиваемы дивиденды,

-доля экспорта в обороте и др.

Для определения эффективности хозяйственной деятельно­сти предприятия применяется система показателей.

Ресурсы Труд Земля Капитал Предприниматель
ПРОДУКТ Производительность труда Продуктив- ность угодий Капиталоотдача Экономическая прибыль
Труд -- Трудообеспе- ченность    
Земля Землеобеспе-ченность --    
Капитал Фондовоору женность Фондообес-печенность --  
Предприни-матель Уровень предпр иним.активности     --

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: