Показатели | Характеристика | Способ расчета | ||||||
I. Производительность труда | ||||||||
1.Выработ ка | Отражает количество продукции, произ-веденной в единицу рабочего времени или приходящееся на одного ср.-списочного работника в месяц, квартал, год | Отношение количества произве-денной продукции к затратам рабочего времени на производ-ство этой продукции | ||||||
2. Трудо- емкость | Величина, обратная выработке, характе-ризует затраты труда на производство ед. едединицы продукции | Отношение затрат труда к объ-ему продукции | ||||||
II. Показатели использования основных фондов | ||||||||
1. Фондоот дача | Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов | Отношение годового объема ре-ализованной продукции к сред-негодовой стоимости основных производственных фондов | ||||||
2. Фондоем кость | Отражает стоимость основных производ. фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции | Отношение ср.-год. стоимости осн.производ. фондов к годов. объему реализ.продукции | ||||||
3. Фондо-вооружен. труда | Характеризует оснащенность работников предприятия основными производствен-ными фондами | Отношение ср.-год. стоимости осн.произв. фондов к ср.-списочн. численности работников. | ||||||
4.Коэффициент интенсивности использования оборудования | Характеризует эффективность использования оборудования | Отношение фактического объема выпущенной продукции к уста-новл. производственной мощ-ности оборудования | ||||||
III. Показатели использования оборотных средств | ||||||||
1.Коэффициент обора-чив. оборо-тн. средств | Показывает, сколько оборотов совер-шили оборотные средства за период (квартал, полугодие, год) | Отношение объема реализова-нной продукции за отчетный период к среднему остатку обо-ротных средств | ||||||
2.Коэффициент закрепления обо-ротн.средств | Характеризует сумму оборотных средств на 1 руб. выручки от реализации | Отношение среднего остатка обо-ротных средств за отчетный пе-риод к объему реализ. продукц. | ||||||
3.Длитель-ность одно го оборота | Показывает, за какой срок к предпри-ятию возвращаются его оборотные средства после реализации продукции | Число дней в отчетном периоде, деленное на коэффициент оборачиваемости обор.средств | ||||||
4.Материа-лоемкость продукции | Характеризует сумм. расход всех ма-териальных ресурсов на единицу про-дукции | Отношение суммы материальных затрат, вкл. в себестоимость. к об-ъему реализованной продукции, к ее объему | ||||||
5. Матери-алоотдача | Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. матери-альных ресурсов | Отношение объема реализован-ной продукции к сумме матери-альных затрат | ||||||
IV. Показатели рентабельности | ||||||||
1.Рентабель-ность про-дукции | Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реали-зацию продукции | Отношение прибыли к сумме затрат на производство и реа-лизацию продукции | ||||||
2. Рентабе-льность пр-оизводства | Характеризует прибыльность (убыточ-ность) производственной деятельности предприятия за год | Отношение балансовой прибыли к ср.-год. стоимости осн. произв. фондов и нормируемых об.ср-тв. | ||||||
3.Рентабельность продаж | Показывает, какую прибыль имеет пред-приятие с каждого рубля реализованной продукции | Отношение прибыли к средней за период величине чистых активов | ||||||
4. Рентабельно-сть имущества предприятия | Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы | Отношениечистой прибыли к средней за период величине чистых активов | ||||||
5.Рентабельность собств. капитала | Показывает эффективность исполь-зования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже | Отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала | ||||||
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества – полезных свойств продукции или оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли.
Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является: содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трикотажа и нетканых материалов - прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий - соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики.
В данном случае под экономичностью понимаются такие свойства продукции, которые дают экономию средств как в производстве изделия, так и в процессе его эксплуатации. Так, последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:
• быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
• точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
• определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
• находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.
При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые). Так, во многих отраслях пищевой промышленности (консервная, сахарная и др.) большое значение в целях снижения издержек производства имеют степень глубины переработки сырья, использование вторичного сырья и пр.
Важно усвоить, что нет, и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности, который годился бы на все случаи жизни. Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель (предприниматель) должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает, что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.
Дайте оценку эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на основе данных табл.