Тема 4. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе

Цель преподавания психологии в школе

Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПЛАН:

1. Цель преподавания психологии в школе

2. Основные принципы отбора материала по психологии для школы

В настоящее время психология как научная, так и практическая сфера начинает занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны.

В наибольшей степени влияние научно-практической психологии заметно в развитии современной системы образования. Психологи пришли в детские сады, школы как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит создание условий для благоприятного и позитивного переживания ребенком детства, оказания помощи, в случае необходимости, как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении и понимании проблем обучения, поведения, общения.

Весьма интенсивно психологи проводят научно-практическую просветительскую работу со взрослыми, полагая, что им без психологических знаний невозможно грамотно включать ребенка в процесс обучения, воспитания в семье, образовательном учреждении.

Занятия, приоткрывающие тайны психологической науки, проводятся и с учащимися. Однако развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении не отдельных тем по психологии. Конкретные советы психолога, семинары не составят целостного представления о психическом развитии человека.

Все это делает весьма актуальной проблему школьного психологического образования как обязательной составной части общего школьного образования.

Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Еще в 1789 году в Москве была издана «Краткая психология, или учение о душе для детей» Г.Кампе (нем.) В 1906 году психология была введена в общеобразовательный школьный курс, но в связи с непроработанностью курса и отсутствием преподавателей через три года исключили.

С 1947 по 1958 годы основы психологии изучались в старших классах школы по учебнику Б.М. Теплова. Борис Михайлович подчеркивал, что психология дает возможность понимать самого себя, что очень важно для самовоспитания, для того, чтобы выбрать такую специальность, в которой можно принести больше пользы родине и получить больше всего удовольствия.

В обсуждении проблемы преподавания психологии участвовали известные российские ученые Павел Петрович Блонский, Корнилов Константин Николаевич.

Георгий Иванович Челпанов задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира. Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений.

Дети и сейчас имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе содержание внутреннего мира своего и других людей. Таким образом, на протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центе внимания ученых.

В чем может заключаться целесообразность преподавания психологии в школе? Прежде всего, преподавание такого предмета в школе отвечает интересам современного общества. Провозглашенная обществом гуманизация основана на психологических законах общения и взаимодействия людей. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит реализацию этого принципа. Поэтому необходимость психологического образования со школьных лет вытекает из потребностей современной общественной жизни. Такое образование может стать основой психологической культуры, которой обществу недостает.

Гуманизация образования – это не защита учащихся от современных противоречий жизни, а подготовка их к самостоятельной, активной жизни в обществе социальных перемен. Сейчас мы сталкиваемся с определенным противоречием: государственное образование ставит задачу полноценного развития человека, но сама система образования накладывает весьма существенные ограничения на возможность решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о нем самом как представителе рода человеческого. Незнание законов развития психики приводит к тому, что ребенок не может сделать выводы о самом себе, о своих интересах и способностях, своих сильных и слабых сторонах.

В настоящее время преподавание психологии представляет собой эпизодические включения отдельных психологических знаний в общий процесс обучения. Знания о внутреннем мире человека должны быть систематизированными, а не фрагментарными.

Поэтому, по мнению И.В. Дубровиной, целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.

Реализация цели требует решения психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

- формирование у школьников общих представление о психологии как науке;

-оказание помощи детям в открытии внутренного мира человека;

-пробуждение интереса ребенка к другим людям и самому себе;

-развитие интеллектуальной сферы;

-развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

-развитие эмоциональной сферы;

-понимание переживаний других людей.

Когда начинать преподавание психологии в школе?

В настоящее время существует немалое количество учебников по школьному курсу «Психология» Большинство из них предназначены для старших классов школы. Но именно в начальное школе берет свое начало мировоззрение ребенка, включающего в себя понимание человека как активной части реального мира. По мнению И.В. Дубровиной, наиболее благоприятным возрастом для включения детей в область научного познания психологии является возраст 9-10 лет (3-4 классы). Дети к этому времени умеют писать и читать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности, понятии, что мир знаний огромен и многогранен, начинают осознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих.

2Основные принципы отбора материала по психологии для школы

Вопрос заключается в том, какой материал из науки отобрать как необходимый и каким образом его распределить по возрастам. Основные принципы отбора научного материала для любого учебного предмета и определения метода его преподавания были сформулированы еще П.Ф. Каптеревым (они актуальны и сейчас).

Сообразность преподавания науки с содержанием и характером этой науки. Проблема в том, что в психологии борются между собой различные психологические направления, но в психологии есть положения, принятые всеми направлениями. Именно эти бесспорные вопросы должны входить в состав школьной науки. Обычно, в содержание учебников включаются на доступном для понимания учащихся уровне материалы по общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности.

Сообразность содержания преподавания со свойствами детской натуры и личностными особенностями детей. При разработке курса должны учитываться основные характеристики и закономерности развития ребенка на разных этапах школьного детства. Важно, чтобы у школьника не образовалась пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как о человеке. Это означает, что в процессе обучения психологии следует руководствоваться интересами ребенка как растущего человека и развивающейся личности.

Сообразность содержания и метода преподавания с личностью учителя. Чтобы нести в образовательные учреждения психологическую культуру, сами специалисты – практические психологи должны ею обладать. Это – очень емкое понятие:

Во-первых, оно включает в себя глубокое знание психологии;

Во-вторых, умение реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях, профессиональной деятельности;

В-третьих, широту кругозора, диапазон жизненных интересов, видение профессиональной и личностной перспективы. (Еще Козьма Прутков отмечал: смотри вдаль – увидишь даль, смотри в небо – увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя).

Еще раз напомним, что дидактика – это научная дисциплина, которая изучает теорию образования и обучения.

Обучение представляет собой совместную деятельность учащегося и учителя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение всегда является процессом взаимодействия ученика и учителя.

Понятие «образование» несколько шире по своему значению, чем понятие «обучение».

Образование - процесс и результат усвоения человеком культурно-социального опыта, системы знаний и умений, необходимых для жизни в обществе. Может проходить как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия учителя в прямом смысле этого слова.

Дидактика разрабатывает общие принципы преподавания учебных предметов в школе. В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях урок является традиционным видом классной работы. Урок - наиболее доступная для учащихся форма организации учебного процесса: переходы от одного вида деятельности к дру­гому на уроке снижают усталость от однообразной работы. Он отвечает воз­растным возможностям учащихся, особенно на младших курсах. Многоплановость и многогранность урока позволяют сформировать ряд требований к нему.

ПЛАН

1.Урок по психологии

2.Эмоциональные состояния школьников на уроке

3.Подготовка учителя к уроку

4.Оценка и отметка знаний по психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: