Декабрь 2014 г

Демешко Ю.Н. гр. ЗФ-307/115-3-1

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НХК»

1. Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия (Википедия).

2. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества (Википедия).

3. Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики, религии и др (Википедия).

4. Коллективный, -ая, -ое; -вен, -вна. 1. Свойственный коллективу, основанный на общности труда, интересов. К. дух. Коллективные начала. 2. полн. ф. Общий, совместный, производимый коллективом. Коллективное хозяйство. К. договор (соглашение, заключаемое между профсоюзной организацией и администрацией предприятия, учреждения).

3. полн. ф. Существующий, предназначенный для коллектива. Коллективное снабжение.

сущ. коллективность, -и, жен. (к 1 знач.). (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

5. Любительство - любительство, а, ср. Занятие любителя, любителей (во 2 знач.). (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

6. Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание) — произведение устного народного творчества, повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях (Википедия).

7. Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) — может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин, например, сравнительная мифология (Википедия).

8. Народная культура – культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, этические и эстетические нормы (УМК)

Народная культура — собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена Н.к. в этнич. сооб ве или социальных группах и общностях (Энциклопедия культурологи).

Народная (фольклорная) культура — культура, которая базируется на художественных традиционных образах, архетипах. Собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. (Энциклопедия культурологи).

9. Народная художественная культура - это синтез национально-особенного, национально-специфического и инонационального, переработанного, освоенного и обогатившего национальное. Именно благодаря такому пониманию национального появляется возможность изучать культуру конкретных народов и основы культурных контактов этносоциальной общности в прошлом и настоящем, механизмы взаимодействия и взаимообогащения в настоящем и будущем (Современная энциклопедия).

10. Народное творчество -

(народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческаядеятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами ибытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши ипьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство.Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида

художественной деятельности иявляется исторической основой мировой ху-дожественной культуры (Современная энциклопедия).

11. Народность искусства – анонимность с точки зрения авторства, эстетическая категория, характеризующая специфическое качество искусства, в котором выражается творческая жизнедеятельность народных масс, их художественные вкусы и эмоциональный опыт (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова).

12. Народный календарь - форма народного погодоведения, основанная на народных приметах и временной цикличности сельскохозяйственных работ. Народный календарь, как старинное хозяйственное руководство землепашца, включает в себя сроки пахоты, сева и уборки урожая, увязывая все это с развитием живой природы, т.е. с феноменологическими явлениями. Здесь можно проследить тонкие, верные с научной точки зрения, климатические характеристики времен и дней года (Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000)

В современном понимании народный календарь, или месяцеслов, — это годовой круг крестьянского бытия, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, суеверия и наблюдения за явлениями природы.

Жизненный уклад человека изначально определялся сменой времен года. Ни один день народного календаря не остался неотмеченным — всем присвоены собственные прозвания, часто очень меткие и остроумные. Каждый день отмечен особенным значением, подготовлен днем предшествующим и сам готовит день следующий. Практически каждый день имеет свои собственные приметы.

В фольклоре месяцеслов всегда занимал особое место, ибо изначально — с момента своего возникновения— носил, как бы сказали сейчас, "прикладной характер", то есть, создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его нелегкой жизни в начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (http://rossichy.ru/)

13. Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряды нередко характеризуют как традиционные действия человека. (Википедия).

14. Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд»; однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов (Википедия).

15. Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия — обычай. Как и обряд, ритуал характеризуется символичностью действий, утратой их утилитарного значения. Также ритуалу присуща строго установленная форма и демонстративность (Википедия).

Ритуал - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в «далеких» культурах (прежде всего - архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата «обрамление» здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в «далеких» культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека (Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999).

16. Семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации; семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому; прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора (Википедия).

17. Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики (в частности, семиотики), изучающий смысловое значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. В конце XIX — начале XX века семантика часто называлась также семасиологией (от др.-греч. σημασία — знак, указание). Учёные, занимающиеся семантикой, до сих пор обычно называются семасиологами. Также «семантикой» может обозначаться сам круг значений некоторого класса языковых единиц (например, «семантика глаголов движения»). Семантика – смысловое значение, например: С. слова, С. знака, С. танца (Википедия).

18. Символ (из греч. σύμβολον) — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение. Можно сравнить государственную символику со знаками препинания (Википедия).

19. Синкретичность, синкретизм - (от греч. synkretismos – соединение) – Синкрети́зм — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство. (Википедия).

20. Субъект художественной деятельности - это организатор коммуникативного события (ср. роль режиссера в художественной культуре ХХ века) (Тюпа В.И. Парадигмы художественности (конспект цикла лекций)).

21. Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция - это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне (Википедия). Традиция - (от лат. traditio — передача) анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п.,которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. можетбыть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболееустойчивые Т, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени.Особенно наглядно это проявляется в т.н. традиционном общест-ве, где Т. определяются все сколь-нибудь существенные стороны социальной жизни. Т. имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно оценочными высказываниями. В Т. аккумулируется предшествующий опытуспешной коллективной деятельнос- ти, и они являются своеобразным его выражением. С др. стороны, они

представляют собой проект и предписание будущего поведения. Т.это то, чтоделает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в

историческом времени, присутствие в «настоящем» какзвене, соединяющем прошлое и будущее (Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004).

22. Фолькло́р (англ. folk«народ», lore «мудрость») или традиционная и народная культура - есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражений чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами. Его формы включают, в частности, язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества (ЮНЕСКО).

23. Художественная культура - одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.

С культурологич. позиций Х.к.структурно включает в себя подсистемы: собственно худож. творчества (как индивидуального, так игруппового); его орга-низационной инфраструктуры (творч. ассоциации и организации по размещению заказов и реализации худож. продукции); его материальной инфраструк- туры (производств. идемонстрационные площадки); худож. образования и повышения квалификации (включая практику творч.конкурсов); организованной рефлексии процес-сов и рез-тов худож. творчества (худож. критика и прес-са,разл. области научного искусствознания); эстетич. воспитания и просвещения (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);

реставрации и сохранения худож. наследия; техн.эстетики и дизайна (художественно оформленной продукции утилитарного предназначения);художественно-творч. самодеятельности населения; гос. политики в области Х.к. и ряд

иных подсистемболее частного порядка.

Содержат, ядро Х.к искусство (включая худож. литературу) как один из

важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его

мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей (прежде всего

нравств.аспекта их взаимодействий), порождения и селекции специфич. цен-ностных установок индивид. и коллективного бытия людей и актуализации

этих ценностей путем опредмечивания их в худож. образах. Худож. образы

при этом построены на вербальной, изобразит., звуковой или пластич.имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процес-сов, коллизий,ощущений и т.п. с целью проектирования неких эталонных

образцов нормативного сознания и поведения (нередко подаваемых в конт-

расте с их антиподами), имеющих в конечном счете дидактич.предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответ-

ствующей социальной практики людей (Худож. культура и народное творчество. М., 1994).

24. Художественная деятельность - это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей. Эта деятельность прямо направлена на “обработку”, оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека. В художественной деятельности и ее результатах ярче, непосредственнее, чем в чем либо другом, выявляется поэтому культура эпохи, периода, страны, этноса. Понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные ценности), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства (Культура и художественная деятельность http://textb.net/).

25. Художественная самодеятельность - любительское творчество в области театрального, музыкального (вокального, инструментального, хореографического) и изобразительного (в т. ч. декоративно-прикладного) искусства. Х. с. - одна из форм народного творчества. Включает в себя соз-

дание и исполнение художественных произведений силами любителей, выс-тупающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку

(певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.) (Большая советская энциклопедия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: