Как выявить тревожного ребёнка?

Портрет тревожного ребёнка?

В группу детского сада входит ребёнок. Он напряжённо вглядывается во всё, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, он ожидает неприятностей.

Это тревожный ребёнок. Таких детей в детском саде немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные всегда на виду, как на ладони, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство; причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, боятся играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.

Уровень самооценки у этих детей низок, они и впрямь думают, что хуже других буквально во всём, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затруднённое, поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащённое сердцебиение.

Как выявить тревожного ребёнка?

Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймёт, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако не надо торопиться с обобщениями: прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребёнком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности (в том числе на прогулке), в общении с другими детьми.

Критерии определения тревожности у ребёнка:

· Постоянное беспокойство.

· Трудность, иногда даже невозможность сконцентрироваться на чём-либо.

· Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

· Раздражительность.

· Нарушение сна.

Можно предположить, что ребёнок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

С целью выявления тревожного ребёнка используются также критерии, предположенные Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (1992) в качестве теста.

Тревожный ребёнок:

1. Не может долго работать не уставая.

2. Не может сосредоточиться на чём-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий ребёнок очень напряжён, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется на то, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. Нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слёзы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получился общий балл.

Высокая тревожность – 15 - 20 баллов.

Средняя – 7 - 14 баллов.

Низкая – 1 - 6 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: