Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Необходимо проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях: повышение самооценки, обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из них.
Повышение самооценки.
Конечно же, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти любой повод для того, чтобы сделать это.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. А чтобы о достижениях каждого воспитанника или ученика узнали окружающие, в группе
|
|
детского сада можно оформить стенд «Звезда недели»: раз в неделю вся информация будет посвящаться успехам конкретного ребёнка.
Каждый ребёнок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются взрослыми и детьми совместно.
В раздевалке, на шкафчике каждого ребёнка, можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «цветок достижений», вырезанный из цветного картона. В центре цветка - фотография ребёнка, а на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о достижениях ребёнка, которыми он гордится.
В младших группах информацию вписывают воспитатели, а в подготовительной к школе группе заполнение цветиков - семицветиков можно поручить самим детям.