double arrow

Дети риска, школьная дезадаптация


Категории трудных детей:

1)Дети с небольшими отклонениями в нравственном развитии.

2)Дети с акцентуацией черт характера и свойств темперамента.

3)Дети с асоциальным поведением или дети правонарушители.

Остановимся подробней на каждой из этих категорий.

1)Первая категория детей проявляется ещё в дошкольном возрасте:

  недисциплинированные дети лживые дети ленивые дети упрямые, капризные дети
причины -неуравновешенность нервной системы, чрезмерное эмоциональное возбуждение; - особенности воспитания в семье; - стремление привлечь к себе внимание сверстников или взрослых; - нравственная незрелость ребёнка; и др.   - нравственная незрелость ребёнка; - страх наказания; - богатое воображение ребёнка; -особенности воспитания в семье; и др.   -не воспитывали у ребёнка потребность в посильном системати-ческом труде; - эгоцентризм - особенности воспитания в семье (автори-таризм взрослых) и др.

В дошкольном возрасте, помимо небольших отклонений в нравственном развитии возможна деформация личности. Если в первом случае к детям необходим индивидуальный подход, то во втором случае необходима психокоррекционная работа.

Деформации личности в дошкольном возрасте:

1) Истероидность личности.

В основе лежит эгоцентризм 3-4хлетнего малыша, как возрастная закономерность. Если не удовлетворяются эгоцентические потребности ребёнка, от ребёнка постоянно «отмахиваются», то это приводит к истерии.

2)Реакция протеста. (может проявляться в виде энуреза, страхов, особенностей личности, форм проявления)

Причиной реакции протеста является стена запретов со стороны взрослых на «я хочу».

3)Немотивированные агрессивности и страхи.

Ребёнку не хватает слов и поэтому он дерется. Деформация проявляется тогда, когда ребёнок, не наблюдавший проявлений агрессии, начинает сам проявлять агрессию.

Закрепление страхов проявляется тогда, когда ребёнок сживается с ними (страх пустой квартиры, смерти близких людей и т.д.).

4) Ранний детский аутизм.

«Ауто» - сам. Проявляется в своеобразной моторике ребёнка (ходит как бы на цыпочках, как марионетка, очень осторожно, боязно; своеобразие речи (не всегда связана с реальными обстоятельствами, витание в воображении); отсутствие или парадоксальные реакции на внешние раздражители (воображение начинает осуществляться реально: побежит за мячом под машину; спрыгнет с зонтиком с балкона, как Вини-Пух) и др.). Ребёнок живёт во внутреннем мире, внешний мир мало интересен (не общительны, мало вступают в контакт). Не реальные образы для ребёнка более реальны.

2)Акцентуации характера - это усиленное, чрезмерное развитие одной черты или свойства при умеренном развитии других.

Выделяют две формы проявления акцентуации:

- явная (характеризуется пограничным состоянием личности - патопсихология)

- скрытая (проявляется только в психогенных ситуациях) (классификация акцентуаций характера см. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. – М.: Владос, 1994.- с.348).

3)Асоциальное поведение – это поведение человека несоответствующее нормам и правилам, принятым в обществе. Такое поведение может быть юридически наказуемо. Дети с асоциальным поведением – это педагогически запущенные дети. Их поведение – это следствие педагогических просчётов.

Группы детей с асоциальным поведением:

1)Дети агрессивные, совершающие проступки сознательно. Для них характерна властность, организационные способности, стремление к лидерству, антиобщественные взгляды, потребительские точки зрения, стремление к достижению поставленных целей, упорство (это и есть та положительная основа, на которой их надо перевоспитывать)

2)Дети, которые подражают представителям первой группы. Они эгоистичны, властолюбивы. В ситуации отсутствия официального лидера они занимают позицию лидера. Но у них нет лидерских качеств, организационных способностей, зато они более жесткие, агрессивные.

3)Дети, у которых есть негативные и позитивные потребности. Но позитивные не становятся регуляторами их поведения. Характерны эгоизм и слабоволие. Для их перевоспитания необходима смена социальной среды (убрать негативное влияние)

4)Дети внушаемые, комфорные, слабовольные, с отсутствием личностного стержня (нет иерархии личностных качеств). Для перевоспитания необходимо формирование личностного стержня мотивов поведения.

Общие принципы подхода к трудным детям:

ü Выявление причин нравственного отклонения.

ü Установление причин вызывающих нарушения.

ü В перевоспитании опора на позитивные потребности и качества ребёнка.

ü В перевоспитании недопустимы: шантаж, запугивание, устрашение.

ü Начинать перевоспитание надо с формирования правильных мотивов поведения

ü И т.д.


Сейчас читают про: