Чтобы достичь какой либо цели, необходимо правильно выбрать метод, то есть знать «как учить?» и приёмы - «с помощью чего учить?»
Первое с чего необходимо начинать обучать первоклассников письму – это с показа, как писать букву. Когда вы начнёте прописывать букву «ЭМ», то вы будете выполнять рукой двигательную функцию. Но прежде, чем первоклассник начнёт прописывать букву, он с помощью учителя изучит, какая эта буква и как её нужно писать. То есть выполнит зрительную функцию.
Отсюда следует поэлементно-целостный метод изучения буквы: сначала необходимо рассмотреть букву, а затем начать прописывать её.
Этот метод включает в себя два принципа, которые были изучены выше. Итак, через данный метод реализуются два принципа: ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ и ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ.
ПОЭЛЕМЕНТНО-ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД – через него на практике реализуется первый и второй принципы, закладываются основы безотрывного письма. Достигается благодаря элементам двух категорий: зрительной и двигательной.
|
|
Изучив принципы и метод методики обучения письму, откройте прописи (любые, какие есть) и посмотрите, какие приёмы предложены авторами ваших изданий. Не забывайте, что прописи вы просматриваете глазами учителя. (Постарайтесь сначала определить приёмы самостоятельно, так как самоконтроль – это неотъемлемая часть работы каждого учителя).
Итак:
1. Разглядывание картинок, состоящих из основных элементов букв, то есть АНАЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это анализ формы букв.
2. Обведение элементов букв или самих букв, то есть КОПИРОВАНИЕ – это письмо по определённому алгоритму, заданному с помощью пунктирных вспомогательных линий.
3. Последовательность написания элементов букв (наличие стрелочек) – ПРАКТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ – деление на части, на элементы, или составление из частей (элементов) буквы.
4. ТАКТИРОВАНИЕ – это письмо под счёт.
5. Наличие образцов бук и слов – списывание с готового образца (с прописи №2). Нельзя путать этот приём с копированием, так как списывание с готового образца основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях.
Обратите внимание на четвёртый приём – это тактирование. Откройте, пожалуйста, методическое пособие Н.Г. Агарковой «Графика» на с.31 (если у вас его нет, то загляните в библиотеку педколледжа в первом корпусе на 3-ем этаже и там вы найдёте пособие). Рассмотрите букву [ЭМ]. И попробуйте написать её, соблюдая несколько правил:
1. Сначала буква прописывается в воздухе.
2. Учитель показывает, стоя к классу спиной.
3. Показывает так, чтобы дети видели, что делает учитель, то есть на уровне своих глаз.
|
|
4. Необходимо запомнить, что при письме под счёт «РАЗ» («ДВА», «ТРИ», …) элемент буквы всегда идёт вниз, а на «И» - всегда вверх. И, если элемент идёт несколько раз подряд вверх, как в букве «ХА», то считаем «И» (смотри в методическом пособии Н.Г.Агарковой).
А теперь попробуйте провести анализ элементов буквы «ЭМ» по пособию «Графика» Н.Г. Агарковой и ответить на вопросы:
1.Из каких элементов состоит буква? (из плавной линии, из прямой линии, из плавной линии, из линии с закруглением вправо).
2.Как начнёте считать при прописывании? (так как первый элемент буквы идёт вверх, то начнём считать с «И»). Однако, надо помнить, что основные элементы целостные, а счёт при этом будет на каждом закруглении.
3.На каком счёте закончите писать букву? (на «и»). Теперь самостоятельно под счёт пропишите в воздухе эту букву (начинайте с плавной линии, она идёт вверх, следовательно, счёт «и»; дальше прописываете прямую линию, она идёт вниз, следовательно, счёт «раз»; снова прописываете плавную линию, она идёт вверх, счёт «и»; далее идёт элемент – линия с закруглением вправо, но вы пишите в два приёма, считаете «два» и прописываете последний элемент на счёт «и»). Для лучшего понимания, какая буква как прописывается, не поленитесь и на досуге загляните на страницы 30-34, а ещё лучше
почитайте описание прописывания букв на страницах 37-41. Изучив теорию, попробуйте применить её на практике, прописывая прописи.