Шлейкова Наталья Юрьевна, канд. пед. наук, ст. преп. кафедры технологии УлГПУ, г.Ульяновск.
Любое цивилизованное общество заинтересовано во всесторонней подготовке молодежи к семье и браку, так как от того, в какой степени у молодого поколения будет сформирована нравственно-психологическая и содержательно-действенная готовность к семейной жизни, в конечном итоге, зависят судьбы будущих поколений, материальное благоденствие народа.
При всей незаменимости семейного воспитания, для более эффективной подготовки молодого поколения к семейной жизни требуется педагогически грамотная, профессиональная помощь. Корректировка и формирование качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничение или активизация воздействия каких-либо факторов, либо их нейтрализация возможна при планомерном, систематическом, целенаправленном психолого-педагогическом процессе подготовки молодого поколения к семейной жизни.
Исследовав опыт работы образовательных учреждений (общеобразовательных школ, педагогических училищ, вузов), изучив психолого–педагогическую литературу в аспекте проблем подготовки учащихся к семейной жизни, мы пришли к выводу, что:
• в настоящее время отсутствует как специальный предмет, так и системы междисциплинарных связей по данному направлению. В прошлом остались курсы по подготовке к семейной жизни, введенные в 80-е годы, а предмет «Этика и психология семейной жизни» в начале 90-х перестал быть обязательным в общеобразовательной школе;
• в планах внеклассной и внешкольной работы образовательных учреждений, запланированные мероприятия носят эпизодический характер. Учителями школ чаще всего используются бессистемные, иногда носящие формальный характер следующие внеклассные мероприятия: конкурсы «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!», беседы о здоровом образе жизни, о вреде курения, о нормах поведения в общественных местах и т.п. Беседы на морально-этические темы используются реже, а беседы, включающие знания о семье, ее социальных функциях, условиях здорового рождения и воспитания детей практически отсутствуют;
• не ведутся спецкурсы, направленные на углубленное изучение школьниками и студентами основ семейной жизни;
• выпускники школ и вузов имеют довольно слабую и теоретическую, и практическую подготовку к семейной жизни;
• отсутствует преемственность и взаимодействие общеобразовательных школ, педагогических ВУЗов, их связь с институтом семьи;
• отсутствует программно-методическое обеспечение с учетом современных требований;
• нерешенными остаются проблемы повышения квалификации и переподготовки учителей в данном направлении и др.
Объективных причин подобных неудач много. Но одной из основных является отсутствие профессиональной подготовки педагогов, компетентных в области подготовки молодежи к семейной жизни.
Анкетный опрос, проведенный среди студентов педвузов, учителей общеобразовательных школ показал, что в целом, учителя и студенты недостаточно компетентны в вопросах, связанных с подготовкой молодежи к семейной жизни, затрудняются в организации учебной и внеучебной работы по данному направлению, осознают потребность в повышении своей профессионально-педагогической компетентности в указанной области.
В нашей стране накоплен богатый общетеоретический фонд по проблемам семьи, в котором достаточно полно раскрыты понятия «семья», «культура семейных отношений», «семейное воспитание», «фамилистика» (комплексная наука о семье). Однако понятие профессиональной компетентности не учитывает одну из ее важнейших составляющих - компетентность учителя в вопросах подготовки учащихся к семейной жизни, то есть фамилистическую компетентность учителя.
В современной научной литературе категория «фамилистическая компетентность учителя» характеризуется неопределенностью понятийного поля. Анализ различных словарей, энциклопедических изданий в соответствующих областях показал, что категория «фамилистическая компетентность учителя» до настоящего времени не исследовалась.
Для определения сущности категории «фамилистическая компетентность учителя» нами было выявлено содержание каждой из составляющих («фамилистическая» и «компетентность»). Включение «фамилистической» составляющей в данную категорию было вызвано исходя из следующих выводов.
Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и специальной литературы позволил выявить, что семья, являясь сложнейшей подсистемой общества, служит объектом исследования многих наук и направлений, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Институт семьи изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др., которые в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, однако, зачастую у них отсутствует интеграционный подход, вне которого невозможно решение комплексных проблем. Так, философы, историки, демографы, психологи и др. специалисты рассматривают в исследованиях сугубо свой аспект. В педагогике также существует своя изолированность, «разомкнутость». Система образования практически не выходит на проблемы семьи, а семья не соприкасается в полной мере с системой образования.
Наиболее многогранной и многоаспектной является комплексная наука о семье – фамилистика (данный термин был предложен А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским в 1978 году, происходит от англ. family -«семья») [1]. Фамилистика - общая наука о семье и о семейных феноменах, общее обозначение всех наук, исследующих те или иные аспекты фамилистических явлений. В узком смысле - дисциплина, занимающаяся изучением фамилизма - термин, обозначающий направленность системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институтов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями) [2, с.3].
Системный подход в рамках интегральной науки о семье (фамилистики) задает диапазон содержательной информации и ее интерпретации.
Направлениями фамилистики являются:
• семья и право (связь с юриспруденцией);
• семья и здоровье (связь с медициной, физиологией);
• семья и питание (связь с кулинарией);
• семья и воспитание детей (связь с педагогикой, психологией, сексологией);
• семья и экономика (связь с экономикой);
• семья и мораль (связь с этикой);
• семья и культура (связь с этнографией, историей);
• семья и духовность (связь с религией, философией);
• семья и статистика (связь с социологией, со статистикой, с демографией).
Отметим, что в настоящее время основные направления фамилистики изучаются на факультетах социальных наук и являются неотъемлемым атрибутом подготовки социологов, психологов, экономистов и социальных работников. Программы же педагогических вузов не предусматривают освоение основ фамилистики студентами - будущими учителями, хотя настоятельная потребность в этом очевидна.
Таким образом, фамилистическая составляющая профессионально-педагогической компетентности обеспечивает направленность подготовки учителя на приоритет ценностей семьи, детей, семейного образа жизни, а также наиболее полно, комплексно отражает сферу знаний о семье, изучение которой необходимо педагогу для работы по подготовке учащихся к семейной жизни, взаимодействию с их семьями, а также для собственной семейной жизни.
Основные положения компетентностного подхода к образованию, наиболее востребованного в настоящее время, являются прямым продолжением и средством реализации личностно и практико-ориентированной парадигмы образования и побуждают обратить внимание педагогического сообщества на роль образования в подготовке человека к организации своей жизнедеятельности в целом и на формирование с этой целью ключевых компетентностей личности.
Таким образом, под фамилистической компетентностью учителя будем понимать системное образование личности педагога, интегрирующее в себе: знание основ фамилистики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении.
Данное системное образование обуславливает готовность учителя к осуществлению деятельности по подготовке учащихся к семейной жизни, к взаимодействию с семьями учащихся, а также способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности педагога как будущего семьянина и учителя.
Современный учитель должен быть компетентен в различных вопросах, связанных с организацией процесса подготовки учащихся к семейной жизни, а также должен уметь всесторонне и целенаправленно изучать семью, семейное воспитание, владеть разнообразными методиками и технологиями изучения семьи, позволяющими глубже проникнуть в мир семьи, увидеть ее своеобразие, понимать мотивы взаимоотношений, вовремя корректировать их, реализовывать аксиологический, личностно-ориентированный и культурологический подходы в процессе подготовки учащихся к семейной жизни.
Предметным основанием формирования фамилистической компетентности учителя является наука фамилистика. Поэтому компетентность педагога можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека, независимо от его профессии; компетентности в сфере фамилистики и психолого-педагогической компетентности. Исходя из этого, с одной стороны, фамилистическая компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности учителя. Но, с другой стороны, фамилистическая компетентность учителя отражает не только предметную, но и функциональную плоскость профессиональной компетентности учителя как системного образования (функции в процессе формирования и взаимосвязи с более общими системами). Следовательно, фамилистическая компетентность учителя представляет собой относительно автономную подсистему в системе профессиональной компетентности учителя и его личности в целом и включает в себя:
• социальную составляющую (готовность личности к семейной жизни);
• социально-педагогическую составляющую (взаимодействие учителя с семьями учащихся, с общественностью для повышения эффективности процесса подготовки учащихся к семейной жизни);
• профессионально-педагогическую составляющую (готовность учителя к подготовке учащихся к семейной жизни);
• личностно-преобразующую составляющую (самосовершенствование личности как семьянина и педагога).
Литература
1. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.: Статистика, 1978. – 210 с.
2. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология структур и процессов): Учебн. пособие для вузов /А.И. Антонов. — М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме или по e-mail
---
Для ссылок:
Шлейкова Н. Ю. Фамилистическая компетентность учителя – подготовка учащихся к семейной жизни. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-15.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.