double arrow

Профессиональная реабилитация

Основная цель профессиональной реабилитации — обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить под­ходящую работу и тем самым способствовать его социальной инте­грации, достижению материальной независимости или повыше­нию доходов и возможности самообеспечения. Профессиональная реабилитация способствует повышению социального статуса и защищенности не только инвалида, но его семьи. Профессиональ­ная реабилитация с последующим трудоустройством инвалидов выгодна и всему обществу. Средства, вложенные в профессиональ­ную реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений как следствие трудоустройства инва­лидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям про­фессиональной деятельностью расходы на реабилитацию инвали­дов лягут на плечи общества в большей степени.

Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреп­лены в ряде нормативных документов, основные из которых — Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной


реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»; Постановле­ние Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инва­лидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»; Закон от 19.02.91 «О занятости насе­ления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями); приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специали­зированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов»; Закон РФ «Об образова­нии» в редакции от 13.01.96.

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабили­тации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста — соответственно 82,8и 78,7% от численности инвалидов указан­ных возрастных групп.

Несмотря на актуальность проблемы профессиональной ре­абилитации инвалидов и множество нормативных актов по рас­сматриваемому вопросу, их совокупность в целом не позволяет решить задачи, поставленные Российским государством и между­народным сообществом, по предоставлению инвалидам равных в сравнении с другими категориями населения возможностей по­лучать профессиональное образование и трудиться.

Профессиональная реабилитация представляет собой комплекс разноплановых мероприятий, которые в зависимости от состояния здоровья инвалидов, их физических возможностей, образования, наличия или отсутствия трудовых навыков решают разные задачи.

Основу разработки программы профессиональной реабилита­ции составляют три компонента.

Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.

Различают три степени ограничения способности к обучению:

I степень — способность к обучению в учебных заведениях об­
щего типа при соблюдении специального режима учебного про­
цесса или с использованием вспомогательных средств, с помощью
других лиц;

II степень — способность к обучению только в специальных
учебных заведениях или по специальным программам в домашних
условиях;

III степень — неспособность к обучению.

Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилита­ционной программы, включающая определение характеристик ин­тегральной реакции организма инвалида на трудовую деятель­ность, оценку их значимости для трудовой деятельности и воз-


можности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стра­тегии трудовой деятельности.

Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характе­ристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и опреде­ление развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.

5.2.1. Профессиональное образование

Профессиональная реабилитация включает профессиональную ори­ентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, тру­довое устройство или трудовую занятость.

Профессиональная ориентация решает задачи информирования и консультирования инвалидов с целью выбора профессии, ре­жима и условий труда, возможности обучения. Ориентирование осуществляется в области профессий и современного рынка тру­да, существующих учебных заведений и центров профессиональ­ной переподготовки, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями, с целью достижения профессионального опти­мального самоопределения человека.

Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. В процессе профессиональной ориента­ции осуществляется психофизиологическая диагностика, изуча­ются индивидуальные возможности, наиболее развитые спо­собности инвалида, его склонность к определенной профессии, материально-бытовые условия и возможности получения образо­вания.

Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие дан­ных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой ма­териал содержится в описаниях профессий — профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подго­товки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрица­тельные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицин­ские противопоказания, положительные и отрицательные послед­ствия работы для человека), социально-экономические особен­ности профессии.


Профессиональная ориентация предполагает выбор челове­ком профессии, наиболее соответствующей его интересам, мо­тивам и не причиняющей вреда здоровью. В связи с этим важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессио­нальной деятельности и в конечном итоге профессиональной при­годности.

Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиоло­гические возможности и способности соответствуют определен­ной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Обычно исполь­зуется набор мотивационных методик, проводится исследование интеллектуальной и личностной сферы, функциональных огра­ничений, профессионально важных качеств. Последние стандар­тизированы и имеют нормы для различных возрастных групп. Та­ким образом, с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуе­мый считается профессионально пригодным.

Большое значение имеет изучение профессионального интере­са и склонностей человека. Но следует учитывать, что многие ин­валиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии, планируют приоб­ретение специальностей, которые в силу своих психофизических особенностей выполнять не смогут. Иногда, наоборот, наблюда­ется заниженная самооценка своих возможностей. В таких случаях проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психоло­гическая поддержка.

Немаловажную роль для молодых людей, не имеющих профес­сии, или лиц, которые вынуждены изменить свою трудовую деятельность в связи с приобретенной инвалидностью, играет ин­формация о существующих профессиях, возможностях ее приоб­ретения, преимуществах данной профессии в каждом конкрет­ном случае, структуре региональной потребности в кадрах. Необхо­димо правильно сориентироваться и выбрать именно ту профес­сию, которая будет представлять личный интерес и в наибольшей степени соответствовать психофизиологическим особенностям организма человека, с одной стороны, и быть востребованной на рынке труда — с другой. Окончательное решение в выборе про­фессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотива­цию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.

После выбора будущей профессии планируется перечень воз­можных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реаль­ные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления.


В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяюще­го использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов, расширять возможности профессиональ­ной ориентации и переобучения. При поиске потенциального места трудоустройства важно учитывать как личные интересы и способ­ности инвалида, так и потребности работодателей.

При профессиональном обучении больных и инвалидов как сле­дующем методе реабилитации должна решаться комплексная за­дача, в решении которой овладение специальными знаниями, уме­ниями, навыками будет сочетаться с формированием способно­стей к социально-психологической адаптации. В условиях рыноч­ной экономики необходимо, чтобы профессиональное образова­ние инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской дея­тельности, что будет служить обеспечению равенства возможно­стей инвалидов в плане занятости.

Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности.

Профессиональное образование предоставляет больным и ин­валидам следующие возможности:

- приобрести квалифицированную профессию, если они ранее
ее не имели;

- приобрести другую специальность, если в связи с болезнью
или инвалидностью работа по прежней специальности становить­
ся невозможной или малопроизводительной;

- повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.
При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду,

что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.

Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.

Можно отметить три основных пути получения новой профес­сии:

- самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит
сам);

- бесплатное переобучение через службу занятости. Право на
это имеют инвалиды III и II групп, I группы — с трудовой реко­
мендацией;



- поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.

Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов — их общеобразовательная подготовка. Наличие сред­него и высшего образования значительно повышает конкуренто­способность инвалидов. Получение высшего образования особен­но важно для лиц, которые по состоянию здоровья могут зани­маться только интеллектуальными видами.труда (например, для инвалидов с ампутацией верхних конечностей).

Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.

Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства. В первом случае инвалиды могут полу­чать образование в обычных или специализированных средних и высших учебных заведениях, которые должны создавать возмож­ности для интеграционного обучения инвалидов — доступность среды, обеспечение специальными техническими средствами, об­легчающими учебный процесс. В отличие от обычных профессио­нально-технических училищ, техникумов, колледжей и вузов спе­циализированные учебные заведения организуются по типу ин­тернатов и комплектуются из лиц разного возраста, имеющих ту или иную степень нарушения трудоспособности.

Без отрыва от производства обучение больных и инвалидов осу­ществляется на государственных предприятиях или учебно-про­изводственных предприятиях добровольных обществ инвалидов (ВОИ, слепых, глухих и др.). Наиболее распространенными мето­дами обучения больных и инвалидов на производстве являются индивидуальное обучение, групповое (с учетом заболевания и воз­можностей), бригадное (бригада выполняет самостоятельное за­дание, отличное от заданий других бригад) и курсовое (постоян­ные или эпизодические 2 —6-месячные курсы в зависимости от решаемых задач). Возможна организация надомного обучения, в том числе заочного. Последняя форма обучения приобретает все большее значение с развитием дистанционного обучения.

5.2.2. Трудоустройство

Трудовое устройство больных и инвалидов — заключительный этап реабилитации. Оно представляет собой оценку обоснованно­сти экспертного заключения о трудоспособности, профориента-ционного решения, эффективности процесса предшествующего обучения и всех реабилитационных мероприятий.

Для молодых инвалидов, имеющих недостаточный социальный опыт, важна помощь в развитии и формировании таких соци-



альных навыков, как поиск работы по специальности, умение составлять профессиональное резюме, взаимодействовать с пред­ставителями официальных структур, осуществлять поисковые те­лефонные звонки, умение пользоваться Интернет-ресурсами. По­лученная информация и приобретенные в процессе социальных тренингов необходимые навыки повышают вероятность трудоуст­ройства.

Трудоустройство инвалида осуществляется как в условиях обыч­ного производства (так называемые «защищенные»» рабочие мес­та), так и в условиях специально создаваемых предприятий. По­следние отличаются от обычных предприятий условиями финан­сирования, режимом труда и отдыха, нормами производственных заданий.

На предприятиях общего типа в пределах установленной квоты для трудоустройства инвалидов могут создаваться специальные ра­бочие места — индивидуальные или в виде специализированных цехов — за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, Госфонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональ­ное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Организация специального рабочего места для инвалида долж­на обеспечивать безопасность труда, соблюдение санитарно-гигие­нических стандартов, чтобы исключить возможность ухудшения здоровья и травматизма инвалида. Для этого требуется адаптация основного и вспомогательного оборудования с учетом индивиду­альных особенностей инвалидов. Проводятся особое техническое и организационное оснащение рабочего места (например, пуль­том управления, регулировки высоты стола и стула, дополнитель­ным освещением), оснащение оборудования индикаторами (ви­зуальными, акустическими, тактильными) для лиц с сенсорны­ми нарушениями, обеспечение дополнительными техническими приспособлениями, специально разработанным ручным инстру­ментом и т. п.

Специализированные предприятия или специализированные цехи на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве создают­ся преимущественно для инвалидов вследствие заболеваний опор­но-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, туберкулеза легких, психических расстройств. Специализированные предприя­тия не только осуществляют комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и обеспечивают орга­низацию на производстве медицинского обслуживания инвали­дов, медицинский контроль за их рациональным трудоустройством


и состоянием здоровья. Для лиц с тяжелой степенью инвалидиза-ции специализированные цехи могут быть развернуты на базе боль­ницы, диспансера, дома-интерната. Конкретный вариант специа­лизированного предприятия или цеха выбирают, исходя из кли­нических показаний для трудоустройства инвалидов.

При направлении инвалидов на специальные рабочие места должны быть определены следующие критерии: устойчивая ком­пенсация состояния здоровья, овладение необходимыми трудо­выми навыками, положительное отношение к труду.

Специалистам, занимающимся трудоустройством инвалидов, важно иметь базу данных существующих вакансиях на производ­стве, для чего необходимо вести активный поиск потенциальных трудовых мест, поддерживать постоянную связь с руководителя­ми предприятий.

Практика показывает, что социальным работникам при необ­ходимости трудоустройства своих подопечных инвалидов прихо­дится не только направлять их в центры занятости населения, но и в случае отказа или неэффективной помощи со стороны этой службы самим заниматься вопросами их трудоустройства. Эта про­блема особенно актуальна в отношении людей с тяжелыми фор­мами инвалидности, психически больных людей, наблюдающих­ся в психоневрологических диспансерах, инвалидов, состоящих в общественных организациях, а также в сельской местности, где выбор на рынке труда ограничен. В таких случаях социальный ра­ботник, учитывая интересы и возможности своего подопечного, должен не только суметь подобрать потенциальное место для его трудоустройства, но и добиться согласия работодателя принять его на работу. С этой целью можно использовать разные подходы, направленные на то, чтобы заинтересовать работодателя: доказать хорошие профессиональные данные инвалида, апеллировать к лич­ностным качествам работодателя (чувству доброты, сострадания, пониманию важности проблемы) или интересам экономической выгоды — в виде налоговых льгот, рекламы деятельности пред­приятия и его благотворительности.

При трудоустройстве инвалида важно не только предусмотреть адаптацию рабочего места к его функциональным возможностям, по и помочь ему в психологической и физиологической адапта­ции к новым условиям работы и трудовому коллективу. Необхо­димо обеспечить доброжелательное отношение к инвалиду со сто­роны его будущих коллег, организовать эмоциональную и физи­ческую поддержку, что требует от специалиста по трудоустрой­ству предварительной работы с руководителем, коллективом, в котором будет работать инвалид. Эти функции может выполнять не только сотрудник центра занятости, но и социальный работ-пик или персональный помощник (например, переводчик жесто-иого языка), курирующий инвалида. Может потребоваться поиск


добровольного наставника для новичка на производстве или лица, которое будет сопровождать инвалида в дороге от места житель­ства (дома, интерната) до производства. Если инвалид проживает дома, то таким лицом чаще всего оказывается родственник. При организации рабочих мест на производстве для инвалидов, про­живающих в интернате, в качестве сопровождающего выступает социальный работник. При этом организуется доставка инвалидов специальным транспортом.

Организация надомного труда в рамках специализированного предприятия допускается только для лиц, которые имеют необхо­димые жилищно-бытовые условия, а также практические навыки в определенной работе или профессии (либо могут быть обучены этим навыкам). Конкретный вид работы для надомников подбирается с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья. Пред­приятие предоставляет инвалиду в бесплатное пользование необ­ходимое оборудование, инструменты, сырье и материалы и обес­печивает реализацию готовой продукции. Для инвалидов I и II групп, работающих на дому, норма выработки не устанавливается. Оплата труда надомников производится за фактически выполненные ра­боты или произведенную продукцию.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов служат их самозанятость и организация собственного дела. Инва­лидам, организующим свой малый бизнес, законодательно гаран­тированы субсидии и помощь. Однако работа с инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, оказанию профессио­нальной помощи и психологической поддержки пока не прино­сит ощутимого эффекта.

По отношению к лицам с ограниченными возможностями при­нято понятие «рациональное трудовое устройство». Это означает, что место труда потенциально адекватно для инвалида по его со­стоянию здоровья, психофизиологическим особенностям, лично­стным мотивам и профессиональной подготовке. Трудовое место для инвалида должно также соответствовать необходимым сани­тарно-гигиеническим нормам и иметь социально-экономическую равноценность с ранее исполняемой (в случае ее смены) либо исполняемой здоровым работником аналогичной работой (в слу­чае первоначального выхода на рынок труда). Определение пока­занных условий труда для инвалидов требует комплексного под­хода, учитывающего главным образом специфику заболевания (нозология, степень тяжести патологического процесса, течение заболевания) и те нарушения, которые приводят к ограничению жизнедеятельности инвалида. Необходимо учитывать и социальные факторы — пол, возраст, уровень образования, основную про­фессию, профмаршрут, наличие дополнительных знаний и уме­ний; особенности личности и трудовую установку. Вопрос рацио­нального трудоустройства инвалидов является комплексным, его


решение зависит от конструктивных, согласованных действий раз­ных специалистов и служб: врачей-экспертов, реабилитологов, психологов, специалистов по социальной работе, профконсуль-тантов, юристов, работодателей.

На современном этапе с внедрением в практическую деятель­ность учреждений и организаций компьютерной техники возник­ла необходимость не только в характеристике функциональных нарушений, но и в разработке качественных и количественных характеристик функциональных нарушений, определенных еди­ными унифицированными критериями, которыми могли бы пользо­ваться и врачи-эксперты, и работники различных реабилитацион­ных служб, каковые в большинстве своем не имеют и не должны иметь медицинского образования. Такие критерии стали крайне актуальными, и именно они в полной мере могут соответствовать задачам социальной реабилитации, так как именно на их основе собирается исходная информация для определения характерами степени выраженности ограничений различных сфер жизнедея­тельности, компенсирующих и замещающих средств, мер меди­цинской, социальной и трудовой реабилитации.

В Центре социального проектирования Российской академии естественных наук и Научно-исследовательском центре занятости и реабилитации инвалидов разработана автоматизированная про­грамма формирования трудовых рекомендаций для справки БМСЭ с указанием перечня противопоказанных условий и содержания труда.

Экспертная система может обеспечить эффективное взаимо­действие органов медико-социальной экспертизы и учреждений, занимающихся трудоустройством инвалидов, при условии коди­рования рабочего места, предназначенного для инвалида, по по­казателям, содержащим качественные и количественные характе­ристики тех требований, которые предъявляются на этом рабочем месте в отношении состояния здоровья и функций организма че­ловека в процессе трудовой деятельности.

В разработанных авторским коллективом Центра социального проектирования РАЕН технологиях используется следующая схе­ма работы: на первом этапе устанавливается диагноз заболева­ния, на втором — связанные с ним функциональные нарушения, на третьем этапе определяются обусловленные функциональны­ми нарушениями ограничения жизнедеятельности и на четвер­том, заключительном, этапе — компенсирующие и замещающие средства. В связи с этим большое значение приобретают такие оце­ночные характеристики, которые дают возможность судить о по­следствиях для организма в целом перенесенных заболеваний, травм или дефектов.

Основную компоненту разработанной технологии по форми­рованию индивидуальной программы социальной реабилитации





инвалида составляет комплексная экспертная система определе­ния потенциальных возможностей и потребностей инвалида в со­четании с профессиографическим справочником. Компьютерная программа «Профессиографический справочник» предназначена для автоматизации экспертной оценки доступности для инвалида включенных в справочник профессий с учетом его потенциаль­ных профессиональных возможностей и присущих ему психоло­гических качеств. Справочник создан как составная часть программ­но-информационной системы обеспечения профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов (включающей также банк данных об инвалидах региона, экспертную систему оценки потенциальных профессиональных возможностей лиц с ограниченной по состоянию здоровья трудоспособностью, банк рабочих мест для трудоустройства инвалидов и банк учебных мест для направления инвалидов на обучение и переобучение), т.е. про­граммно-информационной системы, составляющей основу еди­ного информационного пространства комплексной реабилитации инвалидов, в первую очередь для решения вопроса их профессио­нальной реабилитации.

В условиях сужения экономических возможностей занятости ин­валидов на фоне постепенного развития их самосознания, а так­же на фоне принятия документов, расширяющих права и воз­можности инвалидов на рынке труда, решение проблем профес­сиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов становится особоактуальным и приоритетным.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково определение основных категорий профессиональной ре­
абилитации — профессиональной ориентации, профессионального об­
разования, трудовой адаптации, трудового устройства и трудовой за­
нятости?

2. Какие существуют основные нормативно-законодательные доку­
менты, обеспечивающие профессиональное образование и трудоустрой­
ство инвалидов?

3. В чем состоят основные требования к трудоустройству инвалидов?

Литература

1. Андреева О. С. Организационно-функциональная модель професси­
ональной реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация
и занятость инвалидов/В.А.Сидоров, С.А.Мельников и др. — М., 1996.

2. Кавокин С. Н. Инвалид и общество (организационно-правовой ас­
пект) // Комплексная реабилитация инвалидов. — Вып. 1. — М., 2002.

3. Кавокин С. Я. Профессиональная реабилитация и занятость инвали­
дов. — М., 1997.

4. Кавокин С. Н., Гаубрих Н. Ю. Комплексная экспертная система опреде­
ления потенциальных возможностей и потребностей инвалида. — М., 2002.


5: Кузнецов Д. Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Журнал российского права. — 2001. —№ 11.

6. Мирошниченко Н. Профессиональная реабилитация и обеспечение
занятости инвалидов // Человек и труд. — 1995. — № 7.

7. Осадчих А. И., Петрова В. В., Демидова Л.Е. Опыт работы органов
социального обеспечения по использованию труда инвалидов на специали­
зированных предприятиях (цехах, участках) в различных отраслях народ­
ного хозяйства: Обзорная информация ЦБНТИ МСО РСФСР. — М., 1989.

8. Осадчих А. И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Меди­
цинская реабилитация / Под ред. В. М.Боголюбова. — Т. 1. — Пермь, 1998.

9. Сырников И. К., Коновалов А. Г., Коняева В. А. и др. Правовые, орга­
низационные и методические основы формирования и реализации ин­
дивидуальной программы реабилитации инвалида: Методические реко­
мендации для специалистов государственных служб МСЭ и реабилита­
ции инвалидов. — М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: