Общая характеристика работы. Влияние ценностных ориентаций на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации

Я.Жукова

Влияние ценностных ориентаций на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации

19.00.05 - социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологический наук

Москва 1993

Работа выполнена в Институте психологии РАН.

Научный руководитель: кандидат психологических наук С.К.РОЩИН

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Т.М.ДРИДЗЕ, кандидат исторических наук Н.Н.БОГОМОЛОВА

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы

Социально-психологический анализ отношений в системе "человек-массовая коммуникация" является сегодня одним из наиболее перспективных. Всего за несколько лет рухнула мощная система идеологической пропаганды, формировавшаяся десятилетиями. В настоящее время средства массовой коммуникации (СМК) находятся в активном творческом поиске принципиально новых форм, средств и методов общения с людьми. В связи с этим, актуальность темы определяется потребностью совершенствования их деятельности в новых условиях и связанной с этим необходимостью дальнейшего изучения роли социально-психологических факторов в процессе восприятия людьми информационных сообщений.

В отечественной психологии уже сложился методологический подход к исследованию в этой области, в основе которого лежит представление о массовой коммуникации как специфической системе социального взаимодействия, особой форме общения, являющегося, по сути, общением разнотипных социальных групп (Г.М.Андреева, Т.М.Дридзе, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Шерковин, Е.В.Шорохова). Поэтому специфика социально-психологических исследований массовой коммуникации требует изучения тех ее сторон и компонентов, которые обусловлены социальным контекстом и, прежде всего, включением коммуникатора и реципиентов в различные социальные и социально-психологические группы (Н.Н.Богомолова, Т.М.Дридзе, С.К.Рощин).

Средства массовой информации оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако, главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Такое понимание сущности воздействия массовой коммуникации выдвигает на первый план вопрос о том, каким образом протекает процесс сопоставления ценностных ориентаций личности с ценностным содержанием воспринимаемой информации. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей, и от деятельности СМК в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности. В этой связи необходимым является рассмотрение проблемы восприятия сообщений массовой коммуникации с точки зрения тех ценностей, с которыми различные социальные группы вступают в это общение.

Глубокое исследование проблемы восприятия и понимания сообщений массовой коммуникации в рамках различных психологических направлений как в нашей стране (А.А.Брудный, Т.М.Дридзе, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Н.А.Рубакин, Т.Н.Ушакова, Ю.А.Шерковин и др.), так и за рубежом (E.Bettinghaus, C.Hovland, E.Katz, H.Kelley, H.Kelman, G.Miller, G.Weimann и др.) уже дало свой результат: получено много интересных данных, позволяющих глубже проникнуть в природу изучаемого явления. Однако что касается изучения социально-психологических характеристик аудитории, то исследователи, как правило, игнорируют влияние такого важнейшего фактора, как ценностные ориентации личности, и это нуждается уже не столько в констатации, сколько в практическом изучении его конкретных механизмов.

В данной работе впервые предпринята попытка комплексного исследования влияния систем ценностных ориентаций различных групп реципиентов на адекватность восприятия ценностного содержания газетных сообщений. Иными словами, изучается процесс социальной перцепции, являющийся одним из решающих факторов эффективности коммуникативного процесса. Подробному экспериментальному изучению подвергнут механизм ценностного сопоставления, играющий важную роль в восприятии и понимании информации.

Цель работы:

Изучение влияния системы ценностных ориентаций личности на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации.

В ходе теоретического и экспериментального исследования предстояло решить следующие задачи:

1. Проанализировать опыт отечественных и зарубежных исследований проблематики смыслового восприятия текстов в системе "человек - массовая информация". Рассмотреть методологические принципы, на которых основываются экспериментальные работы в этой области в социальной психологии и ряде смежных наук (общей психологии, социологии и психолингвистике).

2. Разработать и обосновать методический инструментарий для экспериментальной проверки положений, касающихся влияния ценностных факторов на характер восприятия реципиентами информационных текстов.

3. Разработать операциональные социально-психологические критерии адекватности восприятия ценностного содержания газетных сообщений.

4. Проследить зависимость адекватности восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации от системы ценностных ориентаций личности.

5. Исходя из анализа полученных результатов, выработать практические рекомендации по совершенствованию деятельности средств массовой информации.

Предмет исследования: процесс восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации различными социальными группами реципиентов.

Объект исследования: ценностные ориентации реципиентов как фактор восприятия ими ценностного содержания газетных сообщений. Общий объем экспериментальной выборки: 237 человек.

Методы исследования:

Для проверки выдвинутых теоретических положений разработана экспериментальная процедура, состоящая как из оригинальных, так и из стандартных социально-психологических методик, ориентированных на анализ различных компонентов коммуникативного процесса. В нее вошли: методика изучения ценностных ориентаций личности (адаптация методики М.Рокича "The Value Survey", выполненная А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым и В.А.Ядовым); методика изложения содержания сообщения; разработанная нами информативно-целевая модификация контент-анализа и модифицированная Н.Н.Богомоловой методика М.Куна ("тест двадцати суждений").

Для обработки данных использовались методы математической статистики, позволившие дать развернутую картину статистического взаимодействия ценностных факторов в процессе восприятия реципиентами газетных сообщений. Обработка производилась на персональном компьютере с использованием специализированных программ статистической обработки данных.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Впервые в условиях экспериментального исследования изучалось влияние системы ценностных ориентаций личности на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации.

2. Выявлен и проанализирован механизм сопоставления ценностной структуры сообщения с системой ценностей реципиента, играющий важную роль в процессе восприятия информации.

3. Создана и обоснована социально-психологическая методика экспериментального исследования адекватности ценностного восприятия информации в процессе массовой коммуникации, которая может быть использована как в научных, так и в конкретных практических целях.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в развитие представлений о роли социально-психологических факторов в процессах взаимодействия в системе "человек - массовая коммуникация". В частности:

- сформулировано представление о процессе ценностного сопоставления как одном из важных социально-психологических механизмов социальной перцепции в условиях массовой коммуникации;

- на теоретическом и эмпирическом уровне развито представление о ценностной структуре содержания сообщений массовой коммуникации;

- выявлены особенности психологического взаимодействия систем ценностей реципиентов и ценностного содержания газетных сообщений;

- предложены операциональные социально-психологические критерии адекватности восприятия ценностного содержания информационного текста.

Прикладное значение проведенного исследования состоит в разработке и обосновании:

а) методики изучения факторов адекватности восприятия ценностного содержания газетных сообщений, которая может быть использована в исследовательских и диагностических целях;

б) практических рекомендаций, представляющих собой оригинальную схему социально-психологического исследования эффективности конкретного средства массовой информации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В качестве одного из важных социально-психологических факторов социальной перцепции в условиях массовой коммуникации выступает механизм ценностного сопоставления, заключающийся в выявлении реципиентом ценностной структуры содержания сообщения и сравнении ее с собственной системой ценностей.

2. Адекватность ценностного восприятия газетного текста связана со степенью сопряженности системы ценностных ориентаций реципиента и ценностной структуры сообщения: чем больше сходство между ними, тем адекватнее будет восприятие ценностного содержания данного сообщения.

3. Сходство ценностных ориентаций реципиента с ценностной структурой сообщения находит выражение в проекции реципиентом собственных ориентаций на "героя" статьи или ее автора.

Апробация результатов исследования:

Результаты исследования нашли отражение в докладах на VII съезде психологов (1988 г.), Всесоюзной научной конференции "Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста" (1988 г.), на заседаниях лаборатории психологии малых групп и коллективов и лаборатории психологии межгрупповых отношений Института психологии РАН (1989 - 1993 гг.), а также лаборатории прикладной социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (1993 г.).

Структура и объем работы:

Диссертация изложена на 138 листах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Библиография включает 145 наименований работ авторов, в том числе 47 на иностранном языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: