Основное содержание работы

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

ПЕРВАЯ ГЛАВА диссертации - "Анализ проблемы смыслового восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации" - включает критический анализ теоретических и экспериментальных подходов к проблеме смыслового восприятия и понимания текстов в социальной психологии и ряде смежных наук (общей психологии, социологии и психолингвистике). Рассмотрены основные направления исследования этой проблемы, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, уточнены используемые в исследовании понятия (текст, сообщение, смысловое восприятие текста, адекватность восприятия, социальная перцепция, ценностные ориентации, ценностная структура содержания сообщения).

В первом параграфе главы смысловое восприятие сообщений массовой коммуникации рассматривается в контексте семиосоциопсихологии как частный случай социальной перцепции. Под последней понимается процесс восприятия социальной действительности (как непосредственного, так и опосредованного, например, знаками) в отличие от суженной трактовки этого понятия лишь как процесса межличностного восприятия или как только непосредственного восприятия социальных объектов. С нашей точки зрения, смысловое восприятие информационных сообщений есть именно опосредованный знаками процесс социальной перцепции, так как любое сообщение, передаваемое средствами массовой коммуникации, в определенной степени является отражением реальной социальной действительности.

Среди общепризнанных и в большей степени подвергнутых эмпирическому исследованию можно выделить такие механизмы социального восприятия, как идентификация, каузальная атрибуция, атракция, эмпатия, социально-психологическая рефлексия и некоторые другие (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Т.П.Гаврилова, Т.М.Дридзе, И.С.Кон, К.Муздыбаев, F.Heider, H.Tajfel, J.Tohey и др.). Безусловно, многие из них играют важную роль в восприятии текста, однако, работ, посвященных выявлению механизмов восприятия ценностного содержания информации, до настоящего времени не проводилось. Интересные положения о психологических механизмах смыслового восприятия разработаны в общей психологии (Л.П.Доблаев, И.А.Зимняя, В.В.Знаков, И.Ф.Неволин, H.H.Clark, D.E.Rumelhart и др.). Большая же часть социально-психологических исследований направлена на изучение роли социальных установок в процессе информационного воздействия (П.А.Вихалемм, Ю.С.Крижанская, Ш.А.Надирашвили, Д.Чарквиани, C.Hovland, R.Petty, M.Sherif и др.).

Во втором параграфе диссертации анализируются основные подходы к изучению роли социально-психологических характеристик аудитории в процессе восприятия информации. Обсуждаются, в частности, работы представителей двух, сложившихся на Западе, направлений школы "экспериментальной риторики" - необихевиористского (C.Hovland, I.Janis, H.Kelley, M.Sherif) и когнитивистского (L.Festinger, N.Maccoby, C.Osgood, P.Tannenbaum). Результаты, полученные в рамках этих направлений, имеют большое прикладное значение, они стали хрестоматийными для западной социальной психологии. Однако, в целом, их можно отнести к "медиаориентированной парадигме" (Е.Е.Пронина), когда основное внимание уделяется воздействию среств массовой информации на человека, воспринимающегося лишь как объект воздействия.

Кроме установок, в качестве социально-психологических факторов, влияющих на процесс восприятия информации, западными исследователями изучались социально-психологические потребности аудитории. Примером здесь может служить концепция "использования и удовлетворения" (J.Blumler, J.Brown, E.Katz). В ряде теоретических работ подчеркивается значение предрассудков и социальных стереотипов (R.Abelson, G.Allport).

В последнее время в западной социальной психологии наметился новый продуктивный подход к изучению этого явления. Исследователей уже гораздо меньше интересует проблема изменения социальных установок и поведения людей в ответ на информационное воздействие. Намного больше их волнует, как развиваются ценностные ориентации и как воспринимается реальная действительность с помощью ценностей и образов, продуцируемых средствами массовой информации. При этом личность рассматривается не как пассивный объект воздействия, а как активный равноправный партнер по взаимодействию (J.Dominick, D.McQail, M.Rokeach, A.Tan).

В отечественной литературе можно обнаружить следующие основные направления изучения роли социально-психологических характеристик аудитории при восприятии сообщений массовой коммуникации:

1. Исследования в области психологии знакового общения с выявлением механизма "смысловых ножниц" и диалога как "смыслового контакта" в социальной коммуникации (Т.М.Дридзе).

2. Исследование влияния социально-психологических характеристик читателей (в основном, социальных установок) и их связи с определенными семантическими и прагматическими аспектами воспринимаемого текста на общую оценку передаваемой информации с точки зрения ее принятия - отвержения (П.А.Вихалемм, М.Й.Лауристин).

3. Исследование влияния социально-психологических факторов на эффективность информационного воздействия: изменение или закрепление социальных установок (Ш.А.Надирашвили, Ю.А.Шерковин, Д.Чарквиани).

4. Изучение влияния социально-психологических характеристик аудитории на ее вкусы, интересы, потребности в отношении информации СМК (Ю.В.Вооглайд, В.В.Герасимов, О.Т.Мельникова, Х.Шейн).

В то же время вопросы, касающиеся влияния ценностных ориентаций личности и ценностных характеристик информации на адекватность восприятия и интерпретацию текста не подвергались какому-либо серьезному эмпирическому и теоретическому анализу.

Как в западной, так и в отечественной социальной психологии существуют различные мнения по вопросу о ценностных ориентациях личности. Мы разделяем точку зрения той группы авторов, которые не склонны отождествлять понятия ценностной ориентации и социальной установки (Г.М.Андреева, М.И.Бобнева, О.И.Зотова, А.Г.Здравомыслов, Е.С.Кузьмин, В.Е.Семенов, В.А.Ядов, М.Rokeach и др.), рассматривая вслед за В.А.Ядовым систему ценностных ориентаций как высший уровень диспозиционной иерархии личности, регулирующий поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. Ценностные ориентации образуют целостную динамичную иерархическую систему, выражающую отношения личности к целям жизнедеятельности и средствам их достижения. Существует две различные подсистемы ценностей - инструментальные и терминальные - каждая из которых имеет упорядоченную структуру, функционально и содержательно связана с другой, и обе они связаны со многими социальными установками по поводу конкретных объектов и ситуаций.

В третьем параграфе анализируются отечественные и зарубежные исследования социально-психологических характеристик текста и их влияния на восприятие сообщений массовой коммуникации. Обсуждается значение понятия текст для психологии (М.Бахтин, Т.М.Дридзе, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, Ю.А.Сорокин, Т.Н.Ушакова). Необходимость рассмотрения текста в нелингвистической системе координат, то есть не как языковой, а как коммуникативно-познавательной единицы была теоретически и эмпирически обоснована в исследованиях Т.М.Дридзе, отмечавшей, что "текст - это прежде всего информация о концепции, и...разнопорядковые текстовые структуры в разной мере значимы с точки зрения ее передачи реципиенту" (1976, с. 35). М.М.Бахтин также подчеркивал, что текст - это не единица языка, а единица общения, обладающая целостным смыслом, имеющим отношение к ценности, и требующим ответного понимания, включающего в себя оценку. Именно эта характеристика текста является, на наш взгляд, определяющей при изучении социальной перцепции в условиях массовой коммуникации, где ценностное содержание сообщений выполняет опосредствующую роль в общении больших социальных групп. Наиболее важной проблемой в этой области выступает, с нашей точки зрения, проблема взаимовлияния, которое осуществляется при взаимодействии текста с сознанием воспринимающих его людей.

Исследования социально-психологических характеристик текста в отечественной и зарубежной литературе можно отнести к двум основным направлениям: исследования коммуникативной направленности сообщений, которая связана со способностью выбранных коммуникатором средств и приемов подачи информации вызвать у реципиентов определенные психологические реакции (Г.М.Кондратенко, И.Г.Торсуева, Ю.А.Шерковин, А.У.Хараш, C.Hovland, J.Klapper, K.Krippendorf, I.Janis и др.) и социальной направленности массовой информации, характеризующейся соотношением характеристик содержания сообщений и сложившихся в ходе социализации представлений, интересов, ориентаций определенных групп аудитории (Н.Н.Богомолова, П.А.Вихалемм, М.Й.Лауристин, R.Arnheim, J.Gerbner, A.Tan и др.). Расхождение этих направлений ведет к тому, что большинство исследований служит основой для прогнозирования характера восприятия сообщений лишь на уровне общей читательской оценки передаваемой информации, но не адекватности ее смыслового восприятия. Изучение же влияния характеристик текста на адекватность его восприятия и понимание проводится в основном в рамках общей психологии и психолингвистики (Т.В.Бронская, М.М.Гохлернер, И.А.Зимняя, М.С.Мацковский, Т.Н.Ушакова, В.А.Цепцов, G.Miller, P.Johnson-Laird и др.). Однако, среди работ этого направления лишь единицы представляют собой экспериментальные исследования, в которых в качестве независимых переменных выступают социально-психологические особенности текста.

Сближение этих направлений осуществлено в семиосоциопсихологической теории социальной коммуникации, где интеграция лингвосемиотического и социально-психологического знания при изучении коммуникативно-познавательного процесса породила весьма продуктивный информативно-целевой подход к анализу текста (Т.М.Дридзе). В данном подходе текст рассматривается не как статическая единица лингвистики, а как динамическая единица коммуникативного процесса, способ мотивированной и целенаправленной организации смысловой информации для общения. В своем исследовании мы опираемся на понятие текста и адекватности его смыслового восприятия, разработанных в рамках данного направления.

ВТОРАЯ ГЛАВА - "Социально-психологическое исследование влияния систем ценностных ориентаций реципиентов на адекватность восприятия ценностного содержания газетных сообщений" - состоит из трех параграфов. В первом изложена концептуальная схема исследования, сформулированы его гипотезы и задачи. Обосновывается необходимость комплексного изучения адекватности ценностного восприятия сообщений массовой коммуникации: исследование влияния на этот процесс не только таких социально-психологических характеристик аудитории, как системы ценностных ориентаций реципиентов, но и сопоставимых с ними характеристик текста (ценностная структура сообщения).

Рассматривается специфичность процесса социальной перцепции в массовой коммуникации, заключающаяся не только в том, что восприятие опосредованно знаками, но, как следствие этого, и в том, что субъектом воспринимаются не только реальносуществующие, но и абстрактные "социальные объекты", а именно, ценности, содержащиеся в текстах сообщений.

На текстовом уровне ценностное содержание сообщения может выражаться открыто - при помощи высказываемых оценок, ценностных понятий и т.п., а также путем выбора и построения на ценностной основе всей передаваемой информации. Ценностная структура содержания сообщения (понятие предложила М.Й.Лауристин) - это система ценностей, имплицитно или эксплицитно выраженных в тексте, на которые ориентируется коммуникатор при составлении данного сообщения. Она зависит от цели коммуникации, культурной среды, в которой действует данный канал МК, личных ценностей коммуникатора, его статуса, конкретного "социального заказа", а также - представления коммуникатора об аудитории и социальной ситуации.

Далее в тексте главы высказывается предположение о том, что выявление этой структуры реципиентом и сопоставление ее с собственной системой ценностей оказывает существенное влияние на степень адекватности восприятия сообщения и выступает в качестве одного из важных cоциально-психологических механизмов общения средств массовой информации с аудиторией. Это сквозной процесс, который начинается с выбора источника информации и конкретного сообщения (ценностный выбор) и продолжается в течении всего процесса чтения. Он результируется в той оценке, которую реципиент дает данному сообщению (например, с точки зрения его значимости для дальнейшего познания действительности, обнаружения в нем личностного смысла для себя, подтверждения собственных взглядов, позиций, удовлетворения определенных потребностей).

Предлагаются и обосновываются операциональные критерии адекватности ценностного восприятия газетного текста, в качестве которых, в отличие от других авторов, рассматриваются точность воспроизведения реципиентом ценностной структуры сообщенния а также количество и характер ценностных и фактологических ошибок в изложении содержания статьи.

Высказывается предположение, что сходство ценностных ориентаций реципиента с ценностной структурой статьи усиливает процесс его идентификации с "героем" (автором) материала, что выражется в проекции реципиентом собственных ценностных ориентаций на "героя" или автора статьи, и, в конечном счете, оказывает влияние на адекватность восприятия им ценностного содержания сообщения массовой коммуникации.

На основе предложенного подхода было проведено комплексное эмпирическое исследование, методика и процедура которого излагаются во втором параграфе главы. Дается подробная характеристика объекта исследования, обосновывается выбор в качестве объекта - восприятия именно газетной информации.

Выборка определялась с помощью методов случайного отбора. Номера квартир опрашиваемых респондентов отбирались из списков избирателей двух районов г.Москвы. В исследовании приняло участие 237 человек (123 человека читали одно сообщение, 114 - другое). Все опрашиваемые имели либо среднее, либо высшее образование. Обследование проводилось в течении двух лет (с 1990 по 1992 гг.).

Для проверки выдвинутых теоретических положений была разработана экспериментальная процедура, направленная на анализ влияния ценностных факторов на характер восприятия реципиентами информационных текстов. Обосновываются валидность и надежность используемых методик.

Процедура исследования состояла из четырех основных этапов и предварительного пилотажа: 1) на первом этапе с помощью адаптированной методики изучения ценностных ориентаций личности выявлялись системы ценностей реципиентов; 2) на втором - реципиенты читали одно из двух специально подготовленных сообщений, предъявляемых им в виде ксерокопии газетной статьи. Ценностная структура сообщения была заранее выявлена наряду с автором группой экспертов-психологов из трех человек с помощью специально разработанной для этой цели информативно-целевой модификации контент-анализа. Одно сообщение было на тему предпринимательства, другое - об исправительно-трудовой системе. Выбор тем был обусловлен их актуальностью и остротой, а также отсутствием однозначного отношения к ним со стороны общественного мнения; 3) на третьем этапе испытуемых просили по возможности полно письменно изложить содержание прочитанной ими статьи. Изложения обрабатывались с помощью специально разработанной методики контент-анализа; 4) на четвертом этапе испытуемые работали по модифицированной методике Куна "тест двадцати суждений", отвечая на вопрос "Герой" статьи, кто он?" или "Автор статьи, кто он?". Протоколы ответов также обрабатывались с помощью контент-анализа.

Во время пилотажного исследования производилась доработка и апробация методик исследования, уточнение формулировок категорий контент-анализа.

В третьем параграфе излагается статистический подход к исследованию социально-психологических факторов адекватности ценностного восприятия текста. Обосновывается возможность интерпретации данных, полученных в процессе статистической обработки, как отражения взаимосвязи между следующими параметрами: степенью сопряженности систем ценностных ориентаций испытуемых с ценностной структурой статьи и психологическими показателями адекватности восприятия ценностного содержания газетных сообщений.

Основной этап статистической обработки данных заключался в применении стандартных методов статистического анализа. Первичная обработка данных показала необходимость и наибольшую целесообразность для проверки выдвинутых содержательных гипотез проведения корреляционного анализа, задачей которого было установление меры связи между четырьмя рядами рассматриваемых факторов: системами ценностных ориентаций реципиентов, ценностной структурой предъявляемого текста, ценностной структурой его изложения, и ценностными наборами, приписанными реципиентами "герою" или автору статьи.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ дается описание и содержательный социально-психологический анализ результатов эмпирического исследования.

В процессе первичной обработки данных по методике изучения ценностных ориентаций личности вся выборка была разбита на подгруппы по критерию направленности ценностных систем испытуемых. Целью этой процедуры являлось выделение из всей совокупности испытуемых внутренне однородных, но различающихся между собой типов по характеру предпочитаемых ими терминальных и инструментальных ценностей. В результате этой процедуры было выявлено шесть групп испытуемых со следующими типами личных систем ценностей: 1) активная профессионально-творческая ориентация; 2) сбалансированная ориентация на работу и личную жизнь; 3) ориентация на личную жизнь и межличностное общение; 4) семейно-бытовая направленность; 5) ориентация на духовные ценности; 6) другие. Данная процедура была необходима для дальнейшего сравнения результатов статистического анализа по этим группам, ведь именно структура системы ценностей человека и ее близость к ценностной структуре содержания сообщения является, с нашей точки зрения, одним из значимых факторов, влияющих на адекватность восприятия информации в системе массовой коммуникации.

Статистическая обработка данных проводилась в три этапа. На первом этапе устанавливалась зависимость точности, с которой испытуемые отражают ценностную структуру статьи в изложениях, от степени сходства их личных систем ценностей с ценностной структурой сообщения. На втором этапе выявлялись те ценности и группы ценностей в изложениях и протоколах ответов по методике "Кто он?", ранги которых зависят от положения в личных системах ценностей испытуемых. С этой целью сравнивались иерархии личных ценностей испытуемых и ценностей, выявленных в изложениях и протоколах ответов по методике Куна у различных групп респондентов. На третьем этапе, после рассмотрения общих результатов контент-анализа изложений, рассматривается вопрос о том, существует ли зависимость таких параметров, как: а) количество фактологических ошибок; б) количество и характер ценностных ошибок; в) характер оценки информации, от степени сходства систем ценностей реципиентов с ценностной структурой содержания газетного сообщения. Для этого сравнивались данные контент-анализа с результатами корреляционного анализа по подгруппам испытуемых, различающимся по направленности личных систем ценностных ориентаций. В целом, статистистические процедуры, использованные для доказательства гипотез исследования, показывают, что они нашли эмпирическое подтверждение.

Анализ и систематизация результатов исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Процесс выявления реципиентом ценностной структуры содержания сообщения и ее сопоставления с собственной системой ценностей может быть рассмотрен в качестве одного из существенных элементов социально-психологического механизма смыслового восприятия газетной информации. Каждое изложение статьи испытуемыми обладало ценностной структурой, более или менее точно отражающей ценностную структуру прочитанного сообщения. При этом реципиенты склонны игнорировать ценности, занимающие невысокие позиции в их личных ценностных системах и акцентировать те, которые имеют в них высокие ранги.

Выявлена зависимость рангов большинства ценностей, составляющих ценностную структуру обоих сообщений, и ряда других в изложениях статьи от их положения в личных системах ценностей испытуемых. Это явилось яркой иллюстрацией процесса проекции собственных ценностных ориентаций реципиентов на ценностную структуру сообщения и его "героя".

Обнаружилось, что наборы ценностей, определяющие характер восприятия сообщений, неодинаковы у различных социальных групп испытуемых:

1) у мужчин такими ценностями являются в основном ценности профессиональной самореализации и самоутверждения, у женщин же - ценности межличностных отношений и общения;

2) у испытуемых со средним образованием - ценности личной жизни и межличностных отношений; с высшим образованием - индивидуалистические ценности, ценности профессиональной самореализации;

3) у молодых людей, ценности самоутверждения и межличностных отношений, у испытуемых от 30 до 50 лет - ценности личной жизни, профессиональной самореализации и интеллектуальные ценности; у испытуемых старше 50 лет - ценности межличностных отношений, профессиональной самореалиации и этические ценности.

2. Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что адекватность ценностного восприятия газетных сообщений связана со степенью сопряженности ценностной структуры содержания сообщения и систем ценностей реципиентов. Как показали результаты, точность воспроизведения ценностного содержания статьи зависела от степени близости систем ценностных ориентаций реципиентов к ценностной структуре газетного сообщения: чем больше связь между ними, тем точнее отражается ценностная структура сообщения в изложениях респондентов.

2.1. Эта основная тенденция особенно проявилась при анализе результатов по группам испытуемых, различающимся по направленности личных систем ценностей: чем больше в среднем по группе сходство между ценностными системами ее членов с ценностной структурой газетного сообщения, тем точнее воспроизводится ценностная структура статьи в изложениях респондентов этой группы. Таким образом, для достижения более адекватного ценностного восприятия информационных материалов важна их четкая адресность, то есть направленность на группы реципиентов с определенным характером ценностных ориентаций, что требует специальных исследований аудитории средствами массовой информации.

2.2. Дальнейшее подтверждение эта гипотеза нашла при анализе зависимости количества и характера ценностных и фактологических ошибок в изложениях испытуемых от степени близости их личных систем ценностей к ценностной структуре газетного сообщения.

Как показали результаты, количество фактологических ошибок в изложениях фактически не зависит от ценностных факторов, поэтому был сделан вывод о нецелесообразности использования этого показателя в качестве социально-психологического критерия адекватности восприятия ценностного содержания текста.

Число ценностных ошибок, допущенных респондентами, значительно превышает число фактологических. Особенно это касается ценностей, входящих в ценностные структуры статей, но не упомянутых в изложениях. Эти "забытые" ценности, как правило, занимают низкие позиции в личных системах ценностей испытуемых (т.е. незначимые или отвергаемые ими).

В отношении ценностных ошибок, по сравнению с фактологическими, были обнаружены существенные различия в их характере и количестве между группами, различающимися по направленности личных систем ценностных ориентаций: чем ближе в среднем по группе системы ценностей реципиентов к ценностной структуре газетного сообщения, тем меньше они делают ценностных ошибок в изложении этого сообщения.

Таким образом, восприятие фактологического материала статьи и восприятие ее ценностного содержания представляют собой два самостоятельных процесса. Отсутствие фактологических ошибок в изложениях не всегда свидетельствует об отстутствии искажений ценностной структуры сообщений.

2.3. Важным результатом проведенного исследования является установленный факт о снижении зависимости адекватности восприятия сообщения от ценностных факторов с повышением уровня образования реципиентов. Так, точность воспроизведения ценностной структуры статьи реципиентами с высшим образованием в меньшей степени зависит от близости систем их ценностных ориентаций к ценностной структуре газетного сообщения, чем у реципиентов со средним образованием. При этом для реципиентов с высшим образованием большее значение имеет близость иерархии их личных терминальных ценностей (ценностей-целей) к структуре терминальных ценностей этого сообщения, а для реципиентов со средним образованием - инструментальных ценностей (ценностей-средств). Возможно, это является свидетельством того, что образованность повышает культуру восприятия, способность посмотреть на проблему с различных точек зрения, отстраняясь при этом от собственных ценностных предпочтений. Однако, этот вопрос требует дальнейшего более подробного изучения.

3. Анализ результатов исследования позволил уточнить предположение о том, что сходство системы ценностей читателя с ценностной структурой газетного сообщения выражается в проекции реципиентом собственных ценностных ориентаций на "героя" и автора статьи. Важную роль здесь играет социально-психологический процесс идентификации: сходство системы ценностей читателя с ценностной структурой сообщения усиливает этот процесс, что, в свою очередь, приводит к проекции собственных ценностей на "героя" и автора статьи. Так, чем ближе система ценностей испытуемого к ценностной структуре воспринимаемого сообщения, тем больше ценностей, занимающих высокие ранги в его собственной системе, занимают их и в наборе ценностей, приписанном им "герою" и автору статей.

Реципиентам, системы личных ценностей которых близки к ценностной структуре статьи, больше других свойственны такие ошибки, как упоминание ценностей, не входящих в структуру газетного сообщения. Обычно эти "лишние" ценности занимают высокие позиции в личных системах реципиентов и по аналогии приписываются ими "герою" или автору статьи. Однако, в целом, для реципиентов этой группы характерно наименьшее количество ценностных ошибок в изложениях.

Испытуемые, системы ценностей которых сильно отличаются от ценностной структуры сообщения, допускали наибольшее количество ценностных ошибок. В частности, многие ценности, входящие в ценностные структуры статей, упоминались ими, но с противоположным знаком. Причем, интересно, что такие ошибки допускали не только те, кто дал негативную оценку прочитанной информации, но и многие из тех, кто оценил ее положительно.

4. Не было выявлено четкой линейной зависимости характера оценки информации от близости систем ценностных ориентаций испытуемых к ценностной структуре газетной статьи. Однако, наиболее высокие оценки информации и "героя" статьи были даны реципиентами, системы ценностей которых значимо связаны с ценностной структурой сообщения. Представляется, что дальнейшее исследование влияния ценностных факторов на характер оценки информации реципиентом может иметь большой практический интерес.

Данное диссертационное исследование имеет значимые научно-практические перспективы и может быть продолжено в нескольких направлениях. Разработанный в нем социально-психологический подход к анализу восприятия ценностного содержания информации открывает возможности изучения специфики протекания процесса ценностного сопоставления при восприятии реципиентами сообщений других средств массовой коммуникации, таких, например, как телевидение и радио. Весьма интересными представляются также исследования, направленные на изучение влияния ценностных ориентаций реципиентов на восприятие сообщений, различающихся по своим социально-психологическим характеристикам (персонифицированных - деперсонифицированных, оценочных - предписывающих - информативных и т.п.). Такие исследования позволят прогнозировать значимость для аудитории информационных сообщений, а также адекватность восприятия их ценностного содержания различными группами реципиентов.

Публикации:

1. Молодежные газеты и их читатели: психологические характеристики газетных материалов и их соответствие запросам молодежи (результаты психологического исследования). Научный отчет, М., 1987, 22 стр.

2. Восприятие аудиторией сообщений молодежной печати //Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста. М., 1989, с.61-63.

3. Ценностные ориентации личности и восприятие сообщений массовой коммуникации // Тезисы доклада к конференции "Человек в изменяющемся мире", Л., 1993 (в печати).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: