Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределенных денежных отношениях. Характер их воздействия на производство зависит от того, насколько конкретна система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производства, экономическим интересам государства, предприятия и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.
Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самой главной.
Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства.
Объектом распределения является общая (балансовая) прибыль предприятия. Общая прибыль предприятия синтезирует в себе все многообразные результаты его хозяйственно–финансовой деятельности. При ее распределении и использовании должны быть учтены множественные нормативные акты, основанные на Законе о налоге на доходы и прибыль, Законе о предприятии, Законе об акционерном обществе и других нормативных актах.
|
|
Под распределением прибыли понимают направление ее на формирование доходов государственного бюджета и удовлетворение потребностей предприятий в средствах на расширение производства и материальное стимулирование работников.
Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
– прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
– прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливается законодательно;
– величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объемов производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
– прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.