Современные тенденции сексуальности

Глава 1. Теоретический анализ проблемы сексуального поведения и сексуальности.

Современные тенденции сексуальности.

Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации, так что сегодня нужно говорить не о сексуальности, а о сексуальност ях, не о сексуальной культуре, а о сексуальных культур ах. Однако главные тенденции этого развития являются глобальными.

Сексуально-эротическое поведение и мотивация на наших глазах эмансипируются от репродуктивной биологии, связанной с продолжением рода, которой они обязаны своим происхождением в филогенезе.

На индивидуально-психологическом, мотивационном уровне так было всегда. Люди, как и животные, спариваются не для размножения, а для удовольствия. Однако в прошлом эта сторона дела всячески вуалировалась и приглушалась. Биологически и культурно «нормальной» считалась только такая сексуальная активность, которая способствовала или могла привести к зачатию. В ХХ в. положение изменилось. Общественное сознание (нормативная культура) приняло тот факт, что сексуальность не направлена на деторождение, не нуждается в оправдании и является самоценной. Эта установка противоречит принципам антисексуальной цивилизации. Христианские фундаменталисты выступают против контрацепции не менее яростно, чем против абортов, потому что речь идет не только о праве человека воспрепятствовать рождению новой жизни, но и о легитимации чувственности, которую они отрицают в принципе.

В конце ХХ в. мотивационное разделение сексуальности и репродукции обрело также материальную базу. С одной стороны, эффективная контрацепция позволяет людям заниматься сексом, не боясь зачатия. С другой стороны, генная инженерия создает потенциальную возможность производить потомство «в пробирке», с заранее запрограммированными наследственными данными, без сексуального общения и даже личного контакта родителей. Расширение сферы индивидуальной репродуктивной свободы чревато серьезными социальными последствиями (например, угрозой депопуляции, вместо привычного перенаселения, или изменения необходимого соотношения полов, если «все» вдруг захотят рожать мальчиков). Однако помимо традиционных стихийных способов регулирования рождаемости (если девочек станет мало, их рождение станет более престижным) и методов материального поощрения желаемого репродуктивного поведения, техногенное общество, в случае необходимости, сможет корректировать нежелательные явления, не прибегая к насилию над индивидами.

Благодаря достижениям медицины, особенно сексофармакологии (эффективные средства контрацепции и препараты типа виагры), существенно расширяются возрастные рамки сексуальной активности: люди могут испытывать сексуальные радости чаще и дольше, чем в недавнем прошлом. Биологические причины мужской импотенции и женской аноргазмии оказываются преодолимыми, поддающимися коррекции. Однако чтобы продолжать сексуальную жизнь до старости, нужно заботиться о поддержании не только потенции, но и здоровья, красоты и культуры тела в целом, причем это в равной мере касается мужчин и женщин. Новая культура телесности иногда порождает тревоги и психологические расстройства (например, болезненное желание похудеть, anorexia nervosa, которая раньше была исключительно женским расстройством, в конце ХХ в. стала появляться также у молодых мужчин), но одновременно стимулирует заботу о здоровье и о соблюдении правил личной гигиены. Однако это возможно только при достаточно высоком уровне благосостояния и общественного здравоохранения. Бедные и необразованные слои населения (и целые общества) остаются также сравнительно сексуально обездоленными. Это значит, что любыепсихосексуальные процессы и отношения необходимо рассматривать в контексте сексуально-эротической культуры, которая, в свою очередь, органически связана с социально-экономическими отношениями общества.

В ХХ в. радикально изменились представления людей о здоровье. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), начиная с 1975 г., разграничивает понятия репродуктивного и сексуального здоровья. По определению ВОЗ, сексуальное здоровье - «не просто отсутствие расстройств, дисфункций или болезней, а связанное с сексуальностью состояние физического, эмоционального, душевного и социального благополучия». Сексуальное здоровье требует доступа к информации, образованию и медицинскому обслуживанию и предполагает «положительный и уважительный подход к сексуальности, свободный от принуждения, дискриминации и насилия». Всемирная Сексологическая Ассоциация на конгрессе в Валенсии (1997) приняла специальную «Декларацию сексуальных прав», где говорится, что «сексуальность - органическая часть личности любого человеческого существа. Ее полное развитие зависит от удовлетворения базовых человеческих потребностей, таких как желание контакта, интимности, выражения эмоций, удовольствия, нежности и любви. Сексуальная свобода включает возможность для индивидов полностью выразить свой сексуальный потенциал. Однако это исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях»

Сдвиги в сексуальной культуре неразрывно связаны с изменениями гендерного порядка, характера взаимоотношений мужчин и женщин. Главными субъектами и агентами этих изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская психика. Дело здесь не столько в более широкой адаптивности женщин, сколько в общей логике социально-классовых отношений. Любые радикальные социальные изменения осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае - женщины, которые шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами. Степень и темпы изменения гендерного порядка и соответствующих ему образов маскулинности и фемининности неравномерны в разных странах, социально-экономических слоях, социально-возрастных группах и среди разных категорий мужчин и женщин. При этом происходит не «феминизация» мужчин и / или «маскулинизация» женщин и образование некоего «унисекса», а ослабление поляризации половых различийи связанной с ними социальной стратификации. Многие традиционные различия мужского и женского, которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, не столько исчезают, сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой. Это открывает дорогу проявлению множества индивидуальных вариаций, которые могут быть вообще не связаны с полом и гендером.

Сексуальная революция второй половины ХХ векабыла прежде всего женской революцией. Идея равенства прав и обязанностей полов в постели - плоть от плоти общего принципа социального равенства. Сравнительно-исторический анализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия показывает повсеместное резкое уменьшение поведенческих и мотивационных различий между мужчинами и женщинами в возрасте сексуального дебюта, числе сексуальных партнеров, проявлении сексуальной инициативы, отношении к эротике и т.д. Эти сдвиги продолжаются и сейчас, вызывая обострение многих старых и появление новых психосексуальных проблем.

Соотношение половых (биологически обусловленных) и гендерных (социально-сконструированных) различий мужской и женской сексуальности остается теоретическим спорным. Появление гормональной контрацепции дает женщинам небывалую власть над репродуктивными процессами. Сегодня женщина может решать этот вопрос без согласия и даже без ведома мужчины. Ресексуализация женщин, которые лучше мужчин рефлексируют и вербализуют свои сексуальные потребности, также создает для мужчин трудности, такие, как исполнительская тревожность. Распространение таких ранее запретных сексуальных позиций как «женщина сверху» и куннилингус, повышая сексуальное удовольствие обоих партнеров, - одновременно символический удар по фаллоцентризму и гегемонной маскулинности. Cовременные молодые женщины ожидают от своих партнеров не только высокой потенции, но и понимания, ласки и нежности, которые в прежний мужской джентльменский набор не входили. Традиционная поляризация мужской и женской сексуальности корректируется принципами основанного на взаимном согласии партнерского секса.

Однако, при всем выравнивании мужских и женских сексуальных сценариев, мужская сексуальность остается более экстенсивной, предметной, не связанной с эмоциональной близостью и переживаемой не как отношение, а как завоевание и достижение. Многие мужчины по-прежнему отождествляют маскулинность с сексуальностью, осмысливая последнюю главным образом количественно - размеры пениса, сила эрекции, частота сношений и количество женщин. Почти каждый юный Вертер по-прежнему втайне завидует Дон Жуану. Многие юноши ассоциируют взрослость с началом сексуальной жизни, отождествляя «мужественность» (вирильность) с потенцией, а ее реализацию - с агрессией и насилием.

Сексуальное раскрепощение женщин везде и всюду способствует росту их сексуальной активности и удовлетворенности, уменьшает фригидность и т.д. Тем не менее женщины чаще мужчин испытывают отсутствие сексуального желания.

Типичная форма сексуального партнерства у современных молодых людей - так называемая серийная моногамия, когда человек живет одновременно только с одним партнером/партнершей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный отрезок времени. Эта установка противоречит, с одной стороны, идее пожизненного брачного союза, а с другой - леворадикальным идеям о ненужности института брака и супружеской верности вообще. Казалось, что такая практика может существовать только в молодежной среде и при отсутствии детей. Но последние десятилетия показали, что подобная практика, нравится нам это или нет, в городской среде становится все более распространенной.

1.2 Особенности сексуальное поведения.

Теоретические направления исследования сексуального поведения личности представлены в ряде работ, которые условно можно разделить исходя из следующих подходов: социологический анализ (Т. Парсонс, Р. Бейлс), историко-философский анализ (М. Фуко, Г. Маркузе), психологический (З. Фрейд), социокультурный (М. М. Бахтин, В. Я. Пропп, О. М. Фрейденберг), этнографический (М. Мид, Г. Мердок, К. Провост). Позднее появились российские аналитические публикации (И. С. Кон, и др).

Эмпирическая база начала формироваться с эмпирических исследований сексуального поведения личности энтомолога А. Кинзи, считающегося родоначальником американской школы исследований, ставшего впоследствии основателем Института Кинзи, остающегося и поныне одной из ведущих в мире профильных организаций. В Германии исследования представлены М. Даю-хакером и В. Райхом, в Великобритании - П. Дэвисом, во Франции - М. Поллаком. Основной ряд концептуальных проектов приходится на период «сексуальной революции» - к. 60-х - н. 70-х гг. На территории современной России проведение социологических сексуального поведения личности находилось под негласным запретом вплоть до начала 90-х гг. Первым опубликовал материалы эмпирических исследований, ориентированных на изучение сексуального поведения личности в России, С. И. Голод.

Однако до сих пор существует тенденция трактовать сексуальное поведение и отдельные его формы, опираясь на однозначные интерпретации, основывающиеся на какой-либо теоретической системе, например, психоанализе, или психиатрической классификации психических нарушений. В этом заключается опасность того, что реальный смысл сексуального поведения остается непонятым. Реальный смысл одной и той же формы сексуальной активности может существенно различаться для разных индивидов, а также быть разным для одного и того же индивида в зависимости от контекста ситуации.

Для начала рассмотрим два предубеждения относительно сексуальной активности вообще, которые до сих пор имеют место быть в современном мышлении и существенно обедняют понимание смыслов сексуальности. Первое предполагает, что основная цель сексуального поведения связана с репродуктивной функцией. Второе исходит из того, что цель сексуального поведения – это достижение удовольствия или физиологической разрядки.

Первый тезис был опровергнут еще в XIX в. русским философом В. Соловьевым. В работе «Смысл любви» он оспаривал распространенное мнение, будто бы половая любовь – это лишь средство для продолжения рода. Соловьев отметил, что напротив, чем сильнее любовь, тем менее она способствует размножению. Подтверждение этой мысли можно найти в природе: во-первых, размножение возможно не только без любви, но даже бесполым образом (деление, почкование, партеногенез); во-вторых, можно заметить, что чем выше определенный вид существ стоит на ступенях эволюции, тем меньше у него оказывается «сила размножения» (т.е. плодовитость особей), а сила полового влечения, наоборот, – больше. Значит, «половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая.

Следовательно, эти явления не подчинены друг другу, а имеют самостоятельное значение. Как нельзя лучше точку зрения Соловьева подтверждают современные достижения науки в области искусственного оплодотворения и клонирования. Настоящий смысл половой любви, согласно Соловьеву, заключается не в размножении, а в стремлении человека к единству с другими.

Второе предубеждение, о том, что сексуальное желание является желанием наслаждения или желанием прекратить страдание, было опровергнуто Ж. П. Сартром. Он подчеркивал, что мужчина желает определенную женщину, а не просто удовлетворения. К аргументации Сартра можно добавить, что если бы целью сексуального поведения было достижение физиологической разрядки, или оргазма, то половой партнер был бы и вовсе необязателен.

Спинелли предлагает посмотреть на сексуальность как на акт бытия, а не как на драйв или влечение. Сексуальность больше связана с возможностью взаимосвязанности, чем с удовлетворением драйва. Если многие исследователи пытались выявить некий единственный и универсальный смысл сексуального поведения, то подход, предлагаемый Спинелли, позволяет нам двигаться в другом направлении: мы можем задаваться вопросами – какое конкретное значение, какой смысл имеет та или иная форма сексуального поведения для конкретного индивида в контексте его взаимоотношений?

Исходя из этого, попытаемся сделать предварительный, заведомо неполный, список возможных смыслов сексуальной активности.

1. Сексуальность как путь к достижению интимности с партнером

2. Сексуальность как самоутверждение (перед партнером или социальной группой)

3. Сексуальность как проявление агрессии

4. Сексуальность как способ контроля за поведением партнера

5. Сексуальность как бегство от одиночества

6. Гедонистическая сексуальность. В дан- ном случае партнер является средством для получения наслаждения.

7. Меркантильная сексуальность (получение денег, продвижение по карьерной лестнице)

8. Сексуальность как реакция на угрозу старения и смерти. «Это самый удобный способ заглушить внутренний ужас перед смертью, доказать, что мы еще молоды и живы»[1].

9. Сексуальность как творчество (искусство, эстетика). Собственное тело и тело партнера в данном случае являются художественным материалом.

10. Сексуальность как способ достижения мистического опыта.

11. Сексуальность как стремление соответствовать социальной норме.

В 60-е гг. прошлого века Ролло Мэй описал так называемых «новых пуритан»: «Современный пуританин считает, что не выражать свое либидо аморально»[2]. Иначе говоря, человек, придерживающийся подобных, взглядов вынужден заниматься сексом из чувства долга.

Различные смыслы сексуального поведения хорошо отслеживаются на примерах героев литературных произведений. Для сравнения возьмем два французских эротических романа – «История О» Полин Реаж и «Эммануэль» Эммануэль Арсан. Оба произведения признаны классикой эротического жанра ХХ в. и экранизированы мастером эротического кинематографа Жюстином Жакеном. Конечно, возникает соблазн навесить на главных героинь обоих романов и других персонажей ярлыки сексуальных извращенцев или, по крайней мере, расценить их как людей с серьезными психологическими проблемами. Однако если присмотреться внимательнее, то побуждения, присутствующие у героев этих романов, можно обнаружить у большинства людей, хотя и не в столь явно выраженной форме. Таким образом, художественные произведения эротического жанра можно рассматривать как увеличительное стекло, через которое видны разные грани человеческой сексуальности. Роман Полин Реаж «История О» описывает взаимоотношения, которые традиционно называют садомазохистическими. Любовник главной героини О привозит ее в замок, где члены некоего тайного общества проводят с ней своеобразный обряд инициации. В течение многих дней она подвергается физическим истязаниям и сексуальному насилию. Ее любовник присутствует в этом замке, участвуя в ее «инициации». Сначала героиня стыдится того, что получает сексуальное наслаждение от ласк других мужчин и боится, что любовник отвергнет ее. Но он клянется в любви и убеждает ее, что, отдавая в руки других мужчин, он сам наслаждается ею посредством их, и его связь с нею становится все сильнее. Это первое испытание, которое проходит О. После выхода из замка О переменилась. Она чувствует себя счастливой от того, что любовник хочет, чтобы она беспрекословно принадлежала ему.

Через некоторое время любовник передает ее во владение своему другу сэру Стивену. После некоторых колебаний О соглашается на это. Единственное, что она хочет, это пробудить к себе любовь сэра Стивена. Отношение сэра Стивена к ней носит исключительно садистический характер. Прежний любовник со временем оставляет ее, но у О и сэра Стивена возникают взаимные любовные чувства. Тем не менее он продолжает ее подвергать физическим истязаниям, побуждает ее совокупляться со своими друзьями. О продевают кольца в гениталии и ставят клеймо, свидетельствующее о принадлежности ее сэру Стивену. Следует подчеркнуть, что все происходит с ее добровольного согласия. Более того, О испытывает гордость и счастье от того, что находится в безраздельной власти своего любовника.

Учитывая гротескность всего изложенного, возникает соблазн объяснить происходящее лишь больной психикой описанных персонажей, а О объявить банальной мазохисткой. Но все же какой психологический смысл имеет для О ее «мазохизм»? Если присмотреться внимательнее, то не физическая боль от наказаний сама по себе приносит ей удовлетворение, а скорее претерпевание физической боли от возлюбленного имеет для нее символическое значение – полной принадлежности ему и связанности с ним. У персонажей истории, по-видимому, имеются и элементы творчества в изобретении истязаний. Тем не менее они больше склонны придерживаться фиксированных ритуалов.

Роман Эммануэль Арсан демонстрирует гораздо больше возможных смыслов сексуального поведения. Он повествует о 19-летней француженке, жене французского дипломата, которая приезжает в Таиланд, где попадает в круг других жен сотрудников дипломатических миссий, которые проводят жизнь в праздности и поиске чувственных наслаждений. Эммануэль знакомится с неким Марио, который излагает ей свою философию эротизма. Это меняет мировоззрение Эммануэль. Если раньше она смотрела на свои эротические приключения как на поиск чувственного удовольствия, то теперь для нее открываются все новые и новые смыслы. В какой-то мере Эммануэль присущи и побуждения О из романа Полин Реаж, хотя они существенно отличаются в своих нюансах: «Ей хотелось найти в себе способность погрузиться в сознание того, что ее берут, совершенно отдаться на волю своего обладателя, быть его безвольной игрушкой, чтобы ее ни о чем не просили, а только приказывали быть слабой, покорной, послушной, послушно раскрывающейся навстречу любым желаниям. Существует ли, спрашивала она себя, большее счастье, чем счастье уступчивости, подчинения?» Кроме того, спектр ее сексуальных мотивов и переживаний намного шире. Еще до встречи с Марио Эммануэль размышляет о смысле физической любви: «Я чувствую, что в любви должны быть еще более важные, более интеллектуальные, что ли, вещи, чем простое умение любить»[3]. Одна из главных идей, которые передает ей Марио, это – отношение к сексуальной близости как к искусству: «эротизм, это торжество выдумки над природой, самая высокая поэзия, потому что для него нет невозможного, – говорит он, – заниматься любовью – еще не значит совершать акт эротизма. Нет эротизма там, где сексуальное удовольствие получают по привычке, по обязанности, там, где это животное удовлетворение биологической потребности, а не эстетическое, поиски не духовных, а чувственных наслаждений, любовь к себе или к другим, а не любовь к прекрасному. Иными словами: где есть природа, там эротизма нет». Согласно Марио, эротизм – это сугубо индивидуальный творческий акт: «эротизм – не наследство, не общее достояние, он – персональное приключение, эротизм сохранит свою ценность даже среди освободившегося от сексуального табу человечества. Ведь от того, что известны законы стихосложения, поэтов не прибавляется?». Эммануэль знакомится со все новыми и новыми формами сексуального опыта, и у нее появляются альтруистические и мессианские мотивы: «Мы здесь не для того, чтобы забавляться, подумала Эммануэль. Мы пришли в этот мир, чтобы дать завтрашним существам их шанс, не бросить выбор морали, не переступить ее, а создать новую».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: