Социальные образы современного мужчины

Итак, вооружившись только что описанной методикой, попытаемся выяснить основные параметры наиболее популярных социальных образов современных мужчин и женщин. Начнём с самого простого – с мужского социального портрета. Нарисовать его нам помогли участники опроса, которые выбрали из предложенного списка наиболее приемлемые для них черты современного мужчины. Причём сделали они это дважды. Первый раз они отмечали те черты, которые свойственны им самим, а во второй – те, которые они хотели бы видеть в идеале мужчины.

Важно получить динамическое изображение современного представителя «сильного пола». Попытаемся это сделать, сопоставив идеальный образ мужчины с его реальным обликом. В качестве последнего примем собирательный автопортрет опрошенных молодых супругов, которые выбрали в себе самую главную, по их мнению, черту. Причём, у нас есть возможность увидеть динамику изменения социального образа мужчины и по временному вектору, сравнив результаты опросов молодых супругов в 1994 году и в 2005 году, т.е. через десятилетие. Результаты ответов на вопросы: «Какой образ современного мужчины наиболее предпочтителен для Вас?» и «Какая черта в наибольшей степени присуща Вам самим?» отражены в таблице 2.2.1.

Таблица 2.1.1 Сопоставление реального и идеального образов современного мужчины по итогам опросов молодых супругов в 1994 и 2005 гг., в %

Центральные категории социальных образов Реальный образ Идеальный образ
1994 год 2005 год 1994 год 2005 год
Доброта, семейственность 35,О 32,3 3О,5 36,2
Деловитость, предприимчивость 13,5 13,1 32,6 23,8
Общительность 10,5 15,8 1,4 6,2
Ум 10,0 13,1 14,1 20,0
Здоровье и сила 6,0 14,6 9,5 21,2
Сексуальность 3,5 1,5 3,2 5,0
Красота 3,О 3,8 1,2 1,2

Каждый третий молодой мужчина считает себя сегодня, как и 13 лет назад, в первую очередь добрым семьянином. Примерно по десять процентов среди наших соотечественников – молодых мужей деловитых и предприимчивых, общительных, здоровых и сильных, а также рационально мыслящих. За последние десять лет серьёзно выросла доля лишь тех, кто считает главной своей особенностью здоровье и силу (с 6,0% в 1994 году до 14,6% в году 2005).

Собирательный образ идеального мужчины также примерно на треть состоит из доброты и семейственности, от четверти до трети из предприимчивости, на одну пятую - из рациональности, ещё на такую же часть – из здоровья и силы, примерно на 5% из сексуальности и общительности, и, наконец, на 1,2% из красоты. Легко увидеть, что современные молодые супруги в мужском идеале стали больше ценить доброту и семейственность (с 30,5% в 1994 году до 36,2% в году 2005), в ещё большей степени - ум (с 14,1% до 20%). Более чем в два раза повысились в социальной значимости здоровье и сила (с 9,5% в 1994 году до 21,2% в 2005 году). Больше стали ценить мужчины в себе и общительность (с 1,4% до 6,2). А мужская красота так и осталось на последнем месте в структуре мужского идеала с 1,2% её приверженцами.

Но это - обобщенные данные по всей выборке. Они дают представление о картине в целом. Интерес же вызывают, как правило, детали. К тому же чаще всего именно детали скрывают в себе разгадку тех или иных общих цифр. Предлагаемая ниже таблица 2.2.2 дает массу материала для комментариев и интерпретаций. На ней представлено мнение супругов вех возрастных диапазонов.

Таблица 2.1.2 Сопоставление реальных и идеальных образов современного мужчины в сознании жен и мужей (по итогам опроса 2005 года)

Центральные категории социальных образов Женщины Мужчины
О мужьях (реальный образ) Об идеале мужчины О себе (реальный образ) Об идеале мужчины
Здоровье и сила        
Деловитость, предприимчивость        
Доброта, семейственность        
Красота        
Ум        
Сексуальность        
Общительность        

Мы взяли для интерпретации результаты опроса состоящих в браке мужчин и женщин, который мы провели в 2005 году. За время, прошедшее с 1994 года, когда мы впервые по этому опроснику исследовали социальные образы мужчин и женщин сред молодых супругов, мало что изменилось. С уверенностью констатируем, что соотношение реальных и идеальных проекций социального образа мужчины не претерпело никаких изменений. В социальном облике настоящего мужчины по-прежнему в дефиците (если сравнивать реальные и идеальные образы) здоровье и сила, деловитость и предприимчивость и ум с рациональностью. Женщинам к тому же не хватает мужской доброты, а мужчинам - сексуальности. Избыточны же как для мужчин, так и для женщин мужская общительность и красота.

Памятуя о том, что в идеале отражается дефицит, недостача и, соответственно, потребность в том или ином качестве личности, попытаемся дать краткие комментарии приведенным данным.

Здоровье и физическая сила. Их недостает мужчинам и, по мнению самих мужчин, и по мнению их жён. Разница лишь в масштабах оценок. Мужчины острее ощущают своё физическое несовершенство. Их идеальное представление о силе и здоровье настоящего мужчины в два раза превышает самооценку наличных физических кондиций.

Мужская деловитость и предприимчивость также в дефиците как по мнению женщин, так и в глазах самих мужчин. По этому параметру социального облика современного мужчины наблюдается похожая динамика, как и в предыдущем случае. Но на этот раз потребность женщин в данной черте мужей выражена резче, чем у мужчин. Спрос женщин на предприимчивых мужей почти в два раза превышает предложение. Да и сами мужья прекрасно осознают, что им не хватает умения зарабатывать деньги, ставшего столь актуальным в наше меркантильное время. Интересно, что жены деловых мужчин выбирали образ бизнесмена в три с лишним раза чаще, чем жены добрых, душевных мужей (54% подобных выборов среди первых и 15% - среди вторых).

Доброта, семейственность. Здесь женщины тоже демонстрируют чувство некоторого неудовлетворения. Им нужно, чтобы мужчины были ещё добрее и ещё более ориентированными на семью. А вот мужья считают, что у них этой доброты излишек, и хотели бы несколько поубавить ее в структуре идеального образа настоящего мужчины.

Красота и элегантность. Эти качества редко слывут главными мужскими достоинствами. Поэтому в структуре идеального образа настоящего мужчины красота занимает последнее место. Женщины уверены, что идеальному мужчине красота вообще ни к чему.

Ум принадлежит к тем качествам, которые мужчинам хотелось бы иметь побольше. Умные женщины предпочитают умных мужчин. Более половины из них (67%) готовы простить мужчине любые слабости, кроме глупости. Для сравнения скажем, что все остальные женщины сделали выбор в пользу ума как высшего качества настоящего мужчины лишь в 12% случаев. Каждый третий мужчина, отмечавший в себе рациональность как основное качество, обнаруживал перлы ума и у своей супруги. А вот мужчины с иными главными достоинствами

Общительность мужчин, похоже, является тем свойством характера, от которого в идеале все хотели бы избавиться. Особенно остро эту потребность ощущают жены наших респондентов. В их глазах идеальный мужчина должен быть почти в три раза менее общителен по сравнению с их реальными мужьями. Чаще всего общительность является приоритетной чертой идеального образа настоящего мужчины в глазах пожилых вдовцов и разведённых мужей, а также не состоящих в браке женщин матримониально перспективного возраста от 24 до 29 лет.

Основным итогом этого параграфа является вывод о том, что социальный образ современного мужчины изменяется по двум основным векторам. С одной стороны, он остаётся матримониально ориентированным с явно выраженной тенденцией повышения удельного веса вириальных ценностей силы и здоровья, что соответствует патриархальному социальному стандарту мужчины. И в то же время нами отмечено потенциальное возрастание значимости мужской предприимчивости и рациональности, востребованной духом веберовской рациональной формы капитализма. Эти два вектора не противостоят, а дополняют друг друга, обеспечивая лучшие условия для функционирования семьи и брака.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: