Женщины и сексуальность

В

озникновение СПИДа — заболевания, которое угрожает в третьем тысячелетии принять масштабы эпидемии, если не будет найдено лекарство, — вынудило как мужчин, так и женщин несколько пересмотреть свое сексуальное поведение.

В ранних матриархальных сообществах проявления сексуальности не ограничивались потребностями воспроизводства рода и необходимым для этого простым проникновением. Радость полноценного использования тактильного чувства, удовольствие от близости тел, тепло любовных объятий — считалось, что все это очень важно для полноценного проявления женской души. С воцарением христианства все эти «женские штучки» попали в разряд греховных. Утвердилось мнение, что секс предназначен исключительно для воспроизводства, и сношения, не имеющие своей целью зачатия, вообще не одобрялись. Бездетные пары обвинялись в «греховности», а вину за стерильность возлагали исключительно на женщину — якобы это своего рода наказание за сексуальные практики, не одобряемые церковью.

С развитием психологии многие женщины почувствовали проблеск надежды, и хотя некоторые феминистки видели в учении Фрейда не более чем патриархальный фаллоцентризм, другие были благодарны за то, что Фрейд вообще поднял тему сексуальности. Бывший ученик Фрейда Карл Юнг вскоре осознал значение Богини и ту роль, которую ей предстоит сыграть. Несмотря на то что его взгляды на проявления фемининного и маскулинного начал встречают одобрение не всех женщин, он, несомненно, стал предтечей более широкого взгляда на вопросы психологии.

Вероятно, из всех идей Фрейда наиболее известны его взгляды на природу и функции либидо. Рассказывая о своей дружбе с Фрейдом, Юнг впоследствии писал:

Широко распространено ошибочное мнение, будто я не понимаю значения сексуальности. Наоборот, она занимает важное место в моей психологии как существенное — хотя и не единственное — проявление психической целостности. Однако моей главной целью было исследование не столько биологических функций сексуальности и ее значения для личности, сколько ее духовного аспекта и мистических смыслов, — я хотел объяснить то, что так очаровывало Фрейда, но ускользало от его понимания. Мои мысли на эту тему изложены в книгах «Психология переноса» и «Mysterium Coniunctionis». Сексуальность имеет важнейшее значение как проявление хтонического духа. Этот дух представляет собой «иное лицо Бога», темную сторону божественного образа. Вопрос о хтоническом духе занимал меня с тех пор, как я начал свои путешествия в мир алхимии. Изначально этот интерес пробудился во время одной из ранних бесед с Фрейдом, когда я с изумлением ощутил, сколь глубоко волнует его феномен сексуальности.

Что касается природы либидо, Юнг описывал его как «психический аналог физической энергии, а следовательно, более или менее количественно измеримое явление, которое в связи с этим не следует описывать в терминах качества».

В истории мы не раз видели, как периоды жесткого подавления сменялись расцветом гедонизма. Обычно мы видим в этом действие компенсаторных механизмов, однако с таким же основанием тут можно говорить о колебании между порядком и хаосом. Возможен и срединный путь, но, прежде чем мы обсудим его плюсы и минусы, необходимо провести анализ сексуального влечения, ибо некоторые его вариации внушают многим неподдельный ужас. Особенно этот ужас силен в определенных устоявшихся коллективах, члены которых нередко не понимают, какие биологические функции кроются за теми или иными явлениями, и не знают, сколь сильное влияние эти функции способны оказать на поведенческие модели.

В то время как на физиологическом уровне сексуальные порывы в значительной мере управляются эндокринной системой и многими другими биологическими факторами, сам по себе мозг можно воспринимать

6 - 3805 Мери Хоуп

как самый большой половой орган человеческого тела. Некоторые сферы церебральной активности влияют на сексуальное либидо столь сильно, что физиологические или физические травмы могут повлечь за собой повышенную сексуальность, извращения, а также фригидность.

Обсуждая взаимоотношения между символическими полами и кульь- турные влияния, которые способствовали их формированию, Уитмонт обнаружил ряд интересных факторов, касающихся сексуальности и деятельности разных полушарий мозга. Это привело его к выводу, что наши гормоны связаны с развитием тех областей мозга, которые отвечают за сексуальное поведение.

Однако такого рода объяснения представляют собой упрощение, ибо, насколько я понимаю, цель нашего духа при нисхождении в материю состоит в том, чтобы научиться контролировать физический мир и восстанавливать в нем равновесие, соответствующее некоему метафизическому пониманию, возникающему из трансперсонального поиска. Если мужские и женские гормоны становятся причиной войны между полами, значит, нужно использовать свой разум и волю, чтобы снести разделяющую нас стену и восстановить мир.

Однако мозг — всего лишь координатор между эндокринной системой и таким неосязаемым фактором, как сознание. Мозг можно воспринимать как сложный компьютер, требующий программирования. Если мы не осуществляем это программирование сами при помощи сознания и того аспекта высшего Я, который содействует нам в данной инкарнации, тогда задачу программирования берет на себя коллективный дух времени и народа. В последнем случае мы способны при желании разрушить это программирование и перепрограммировать себя, используя методы образования и духовного поиска, — или же можно и дальше спокойно и уютно жить в полном согласии с нормами своего коллектива. Но сегодня вскрывается все больше аномалий в системе взаимоотношений между мужчинами и женщинами и постепенно расширяются горизонты психологического и физиологического знания, а поэтому цепляться за поблекшие штампы общепринятых норм ныне неразумно.

Конечно, обобщенные образы противоположностей пока еще во многих случаях применимы, но я полагаю, что по мере того, как мы будем пересекать пространственно-временные границы Эры Водолея, старые классификационные пары Солнце—Луна, лингам—йони, свет—тьма, активный—пассивный скорее всего уступят место другим, более космическим

образам. Поэтому я предпочла бы не спешить с суждениями относительно сравнительной сексуальности мужчины и женщины, ибо полагаю, что пока в нашем распоряжении есть слишком мало реальных фактов.

Что же касается доминирующих в современном мире сексуальных привычек, едва ли можно сомневаться, что на наше либидо значительное влияние оказывает все, что мы видим, читаем, едим, пьем, а также химические процессы, происходящие в нашем теле. Например, в отношении пищевых предпочтений человека Махатма Ганди мудро заметил, что целибат невозможен без соответствующей диеты — во всяком случае, для мужчины. Древняя восточная традиция делит пищу на три категории: саттвическая — чистая пища; раджасическая — пища, побуждающая к деятельности и страстям; и тамасическая — пища, порождающая скуку, инерцию и депрессию. Тамасическая пища — например, сахар, соль, мясо — вызывает привыкание, а злоупотребление пищей и питьем нередко сопровождается сексуальными излишествами.

Что касается сексуальных аберраций,то неврологи и психотерапевты во многих случаях не могут установить убедительный психогенез гомосексуальности и других форм так называемых психосексуальных аномалий, тогда как их органические источники могут быть обнаружены без труда. Иными словами, некоторые из нас просто родились такими, какие мы есть, и нужно смириться с этим и постараться жить счастливо, — хотя в тех случаях, когда этому сопутствуют определенные психологические факторы, единственным приемлемым решением может быть полная смена пола. Многие люди склонны считать это врожденное отклонение результатом распущенности, что очень огорчает гомосексуальных мужчин и женщин. Одна моя знакомая лесбиянка категорически не согласна с мнением, что она сама или та женщина, которая делит с ней жизнь, является какой-то гедонистической мессалиной. Как и у многих других гомосексуалистов, их сексуальная активность не больше и не меньше, чем у «средней» гетеросексуальной пары — если такие вообще существуют. Ныне гомосексуальные женщины наконец могут не таиться по углам и открыто говорить о своих предпочтениях, однако в прошлом общество всегда воспринимало лесбиянство в несколько ином свете, чем мужскую гомосексуальность.

Половое влечение считается важной неотделимой составляющей нашего существа. Кретчмер описывал сексуальность как «динамический фактор первого порядка, способный сообщать психическому аппарату большие количества энергии, либо прямо и сознательно, либо (и, очевидно, так случается чаще) через сложные связи, скрытые каналы и метаморфозы, — но, в любом случае, влияние этого фактора намного более всеобъемлющее, чем принято считать».

В продолжение жизни в организме человека время от времени проис-; ходит гормональная коррекция, и это влечет за собой некоторые изменения в сексуальности. Мы уже говорили, что гормональные процессы влияют на наши архетипы, — влияют они и на наше либидо. В отношении пожилых женщин нередко приходится слышать одну поговорку: «В молодости — проститутка, в старости — святоша». Психологи видят в такой смене поведения отражение естественной динамики взаимоотношений между сексуальностью и религиозностью на низших уровнях их проявления. Кретчмер пишет:

Вполне очевидно, что определенный тип религиозного фанатизма служит замещением сексуальности. Существует целый ряд переходных состояний, ведущих от этого примитивного замещения к истинной сублимации — то есть к превращению примитивных импульсов в динамическую систему религиозных, этических и художественных ценностей.

Различные стадии перехода от грубого замещения к сублимации представлены в религиозных верованиях многих странных маленьких общин, сект и орденов, формирующихся вокруг эксцентричных притягательных личностей — параноидных пророков и основателей религиозных течений. Во взаимоотношениях между ниспосланным с небес пророком и его последователями (преимущественно женского пола) религиозное поклонение психологически тождественно эротическому экстазу — фактически, это одно и то же чувство. В более просвещенных кругах то же самое касается шлейфа последовательниц какого-нибудь прославленного проповедника секты возрожденцев, мистика или теософа.

Можно было бы подумать, что включение половых актов в церемонию священнодействия,которое было свойственно сектам прошлого... ныне является редкостным курьезом. На самом же деле мы наблюдаем в некоторых современных параноидных сектах практически ту же комбинацию чувств и те же церемонии. В религиозных ритуалах и этической идеологии таких сект сексуальное влечение часто воспринимается с атавистической двойственностью: представляя собой своего рода табу, оно является чем-то одновременно священным и нечистым и воспринимается как источник некой великой и таинственной магической силы.

Однако эти слова написаны в 1950-е годы, и ныне многие увидят в них неприемлемые проявления сексизма. Я не согласна с профессором Кретчмером относительно преобладания женщин среди последователей модных современных «культов» — хотя, возможно, в то время, когда он писал свою книгу, в подобных общинах женщины действительно преобладали.

Говоря о связи между сексуальностью и религией, нельзя не затронуть тантризм и другие формы мистико-сексуальных практик Востока. Во время путешествий по Индии Юнгу однажды показали пагоду в Конораке (штат Орисса), от основания до верхушки покрытую откровенными скульптурными изображениями сексуальных сцен. Заметив, что зданием любуется группа молодых крестьян, Юнг спросил у пандита, не пробуждают ли у людей некоторые аспекты этих изображений нежелательные фантазии, на что тот ответил: «Но ведь в этом все дело. Как они могут достичь духовности, если вначале не отработают свою карму? Эти якобы непристойные изображения помещены здесь именно для того, чтобы напомнить людям об их дхарме (законе), ибо иначе эти несознательные люди могут о ней забыть». Они продолжили свою прогулку по городу, и через некоторое время гид добавил: «Естественно, это не касается таких людей, как вы и я, ибо мы уже достигли того уровня сознания, когда стали выше всего этого. Однако для тех крестьянских ребят эти скульптуры являются необходимым поучением и предостережением».

Следует ли тогда полагать, что духовно зрелым людям проще управлять этими энергиями и в их отношении к сексу меньше плотского и больше трансцендентного? К этому предмету нужно относиться с осторожностью, ибо некоторые люди симулируют определенные модели поведения, чтобы показаться набожными, — а это опасно для психики.

В своей книге «Секс — не обязанность» Лиз Ходжкинсон утверждает, что для некоторых людей регулярный секс — это не более чем дань обычаям. Как и любая укоренившаяся ритуальная привычка, это может перерасти в неутолимое пристрастие. Некоторые люди попадают от секса в такую же зависимость, как от наркотиков или алкоголя. Здесь, опять-таки, необходимо учитывать фактор либидо. Тогда как многие люди, которых мне доводилось консультировать, считают, что регулярный секс — необходимая предпосылка нормальных взаимоотношений в семье, не меньше моих клиентов могли бы прекрасно жить и без секса (а среди женщин их, возможно, даже больше). Госпожа Ходжкинсон пишет:

Многим женатым мужчинам — или тем, кто просто давно состоят в отношениях, — нередко приходится добиваться от партнерши секса лестью или уговорами. В ход идет моральный и эмоциональный шантаж, физическая сила, угрозы наказания — и все лишь для того, чтобы принудить женщину заняться сексом. Даже в наше время, когда якобы существует сексуальная свобода, многим женщинам приходится притворяться, будто у них болит голова, они устали или ужасно хотят спать, чтобы только их мужья — к которым они уже давно не испытывают полового влечения — не приставали к ним.

Я добавила бы к этому кое-что еще: симуляция оргазма. Многие женщины, которых я консультировала, жаловались, что их мужья отказываются завершать половой акт, пока не будет выполнено это условие. Поскольку нередко женщина слишком утомлена, не заинтересована сексом или просто не возбуждена, ей приходится симулировать оргазм, чтобы реализовать намеченный мужем сценарий и наконец заснуть. Попытки же вызвать настоящий оргазм порой заканчиваются сильнейшими головными болями, — так зачем же от нас требуют все эти бессмысленные жертвы во имя так называемой «любви»?

Ходжкинсон говорит, что она не верит «в такие вещи, как чисто сексуальное желание или сексуальная фрустрация. То, что мы называем возбуждением, фрустрацией и удовлетворением, — на самом деле общие ментальные ощущения, которые некогда по какой-то причине были связаны с областью гениталий». Она полагает, что на самом деле люди просто испытывают потребность в интимности, им хочется соединиться с человеком, чтобы делить с ним радости и горести. И Ходжкинсон полагает, что для этого целибат подходит намного лучше:

Многие люди довольно неприязненно относятся к идее целибата, поскольку нас убедили, что секс (а) необходим и (б) естествен. На самом деле ни то, ни другое не верно. Цель секса — продолжение рода, а в повседневной жизни он не более необходим, чем виски или заварные пирожные. Все люди, соблюдающие целибат, с кем я общалась во время работы над этой книгой, рассказывали мне о преимуществах жизни без секса и утверждали, что как раз безбрачие, а не секс обеспечивает человеку свободу и счастье. Они говорят, что целибат помогает человеку обрести внутреннюю силу, независимость, уверенность в себе и, несомненно, способствует развитию творческого потенциала и интеллекта. Кроме того, безбрачие положительно сказывается на физическом здоровье.

На основании собственных наблюдений я пришла к выводу, что путь, наиболее подходящий для большинства женщин, пролегает где-то посередине. Женщина лишь недавно освободилась от патриархальных пут, и мы еще не знаем, какой она станет, когда у нее появится время, пространство и возможность просто «быть собой». По поводу мужчин я ничего не могу сказать, поскольку у меня недостаточно данных для анализа, хотя, вероятно, при желании можно было бы найти нужные статистические данные. Дело в том, что мужчины, как правило, неохотно обсуждают подобные вопросы с исследователями женского пола. Однако подтверждением того, что некоторым мужчинам такое отношение близко, могут служить слова Махатмы Ганди, который принял обет брахмачаръи в возрасте 36 лет. Он писал:

Я не нашел убедительных свидетельств того, что сексуальное слияние в браке само по себе полезно и благотворно для сливающихся... хотя мимолетное возбуждение и удовлетворение, несомненно, имеет место. Однако вслед за этим неизменно наступает изнеможение. Но страсть к слиянию возвращается, как только изнеможение проходит. Хотя я всегда был прилежным работником, должен признаться, что потакание страсти мешало моей работе. Именно осознание этого недостатка привело меня на путь самоограничения, и у меня нет ни малейших сомнений,что именно это самоограничение позволило мне обрести сравнительную свободу от болезней и дает мне энергию для работы — как физической, так и умственной, — причем многие свидетели считают эту энергию феноменальной.

Ходжкинсон полагает, что именно табу на физическую близость побуждает многих из нас поступать наоборот, а если бы нам удалось избавиться от детского стремления автоматически сопротивляться любой дисциплине, это было бы только полезно как для физического, так и для психического нашего состояния. Однако самодисциплина — это признак духовной зрелости, и пока еще немногие из нас достигли духовного уровня Махатмы Ганди или матери Терезы.

Лиз Ходжкинсон — известная писательница и журналистка. Мать двоих детей, разведенная. Вот что она мне поведала: «Разведясь, я реализовала на практике то, что проповедую. Мой бывший муж тоже полагает, что брак — это полная ерунда, и наши взаимоотношения стали намного лучше, когда они не обременены узами закона. В любом случае, наши взаимоотношения никого не касаются — и слава богу. Мы живем раздельно и очень довольны этим». Она уверяет, что ныне ее отношение к сексу кардинально отличается от того, какое было «пару десятков лет назад», ибо Лиз поняла, что «частые занятия сексом ни на йоту не прибавляют счастья людям. Скорее, секс стал инструментом усугубления человеческих страданий». На мой взгляд, ее книга представляет собой одно из лучших исследований на эту тему, поскольку в ней затронут целый ряд повседневных проблем, которыми специалисты пренебрегают, считая их слишком банальными. Не все согласятся с ее идеями, однако, несомненно, Лиз раскрывает одну из важнейших граней человеческой психологии. У либидо есть много разных каналов выражения, и если некоторые из них сравнительно безвредны, другие могут представлять серьезную угрозу для общества. Это подводит нас к проблеме, которая в наше время стоит все острее: изнасилование.

Юристы и социологи утверждают, что изнасилование — это преступление, в основе которого скорее лежит стремление к насилию, чем сексуальное желание. Известны даже случаи, когда несколько насильников подбадривали друг друга, словно речь шла о каком-то развлечении или спортивной игре. С таким же успехом можно было бы избиение жены классифицировать как сексуальное преступление. Давайте более глубоко рассмотрим оба явления. Поскольку в юридической профессии преобладает патриархат, женщины, подвергшиеся изнасилованию, не всегда встречают то доверие, какого они заслуживают, и не получают компенсаций, которые обычно назначают для жертв бытового насилия. В чем же дело? А в том, что речь идет о женщинах. Если бы изнасилованию подвергся мужчина, все было бы совсем иначе.

Некоторые авторитеты в области юриспруденции даже пытались переложить вину за такое несправедливое отношение на самих женщин — мол, слишком уж часто они оговаривают обвиняемых и не стоит воспринимать их слова слишком серьезно. То же самое касается и издевательств над детьми: полиция и суд часто верят не показаниям детей, а утверждениям обвиняемых родителей. Несомненно, рост числа изнасилований — симптоматическое явление для периода неопределенности и перемен, через который мы ныне проходим. Однако это не приносит утешения жертвам, нередко испытывающим боль еще долгое время после того, как пройдет начальный шок. Изнасилованием также считается принуждение к оральному сексу или другим видам сексуального сношения, когда насильник грозит жертве оружием, побоями или шантажирует ее.

Другим и, на мой взгляд, не менее серьезным видом изнасилования является принуждение к сношению в браке. По английским законам, насиловать собственную жену — не преступление. Иными словами, брачное свидетельство дает мужчине право сексуально использовать женщину, как и когда ему хочется, и она не имеет права с этим как-то бороться. Недавние исследования в этой области вскрыли картину, являющуюся позором для цивилизованного общества.

Глубокий анализ этой проблемы был дан в программе телеканала ITV «Право на изнасилование» из серии «Мир в действии» (25 сентября 1989 г.). Согласно данным опроса, проведенного недавно в Англии и Уэльсе, 14 % женщин регулярно становятся жертвами изнасилования со стороны мужей. От этого страдает более миллиона женщин, а поскольку многим просто стыдно говорить о таком унижении, не исключено, что это число намного больше. Насилие является обыденным делом в жизни британских семей с низким доходом, причем изнасилования регулярно происходят в каждой пятой из бедных семей. Многие мужчины придерживаются мнения, что секс в любой момент — естественное условие брачного соглашения. Иными словами, замужняя женщина — не более чем сексуальная рабыня, которая должна выполнять свои обязанности по первому требованию «хозяина»! В некоторых штатах США — в частности, в Орегоне и Массачусетсе — уже приняты законы, признающие изнасилование в браке преступлением.

Изнасилование в браке — это преступление, о котором предпочитают не говорить. Это не поддающееся статистическому учету табуированное явление, и происходит оно намного чаще, чем полагают многие. Опрошенные женщины рассказывали о чувстве униженности и о том, что воспринимают мужей как самых опасных людей в своей жизни и боятся их больше, чем «незнакомцев в темном переулке». Более чем 22 % женщин вынуждены заниматься сексом против своей воли, при этом две из пяти этих женщин не понимают, что им не обязательно мириться с таким положением вещей. Однако отказ чреват угрозой для них самих или даже для их детей. Из 100 проинтервьюированных женщин 96 % сказали, что английские законы необходимо изменить по примеру Шотландии, где женщина может подать на мужа в суд за принуждение к сексу. Организация «Женщины против изнасилований» выступает за расширение определения понятия «изнасилование» через включение таких пунктов, как «изнасилование через злоупотребление властью и изнасилование через финансовое принуждение вроде угрозы лишить детей средств к существованию или выгнать женщину из дома».

Я не раз слышала мнение, что нельзя заниматься сексом с человеком, не нанеся непоправимый вред приятельским отношениям, что любовь, симпатия и страсть — это совершенно разные вещи. Поэтому иногда есть смысл жить вместе с друзьями, а с любовниками спать и размножаться. Нынешняя социальная и финансовая структура общества едва ли приспособлена для реализации такой схемы — во всяком случае, для женщин, — однако, возможно, когда-то наступят более просветленные времена.

Обсуждая этот вопрос как с мужчинами, так и с женщинами, я пришла к убеждению, что симпатия, дружба, любовь и секс совместимы во взаимоотношениях с одним человеком, хотя такое бывает не слишком часто. Тем, кто не сумел найти такую счастливую комбинацию, мне остается лишь пожелать удачи и надеяться, что когда-нибудь этих союзов станет больше. Но ныне, к сожалению, такие пары в меньшинстве, а большинство женщин пребывают в как бы подвешенном состоянии до того времени, пока мы не сумеем привести в равновесие свои анимус и аниму и научиться эффективно использовать энергии змеи-дракона.

Другое «преступление с применением насилия» против женщин, имеющее как социальный, так и сексуальный аспекты, — это побои мужьями своих жен. Лиз Гилл в своей статье для The Times от 22 мая 1989 г. описывает работу сержанта Колетты Пол, которая организовала первое в Британии полицейское подразделение для борьбы с насилием в семье, — теперь эту идею подхватили во всей стране. Гилл пишет:

Они приходят к сержанту Колетте Пол, разукрашенные синяками и ссадинами, и говорят: «Вы не подумайте, я не бомжиха».

Бытует мнение, что побоям подвергаются опустившиеся шлюхи, беспомощные дуры, ставшие жертвами гнева таких же опустившихся мужчин. Однако Пол не согласна с этим мнением. Прежде всего, она никогда не употребляет слово «жертва», ибо «оно подразумевает бессилие».

Сержант Пол рассказывает:

«Многие из них — очень сильные женщины, и очень отважные. Им многое пришлось перенести.

Бытует мнение, что это проблема рабочего класса или представителей определенных рас и культур, однако поверьте мне, эта проблема затрагивает представителей всех классов и все народы. Ко мне обращались жены врачей, ученых и полицейских. Я видела программистку, которую муж, работающий в той же компьютерной фирме, избивал лишь за то, что она успешнее его».

Сексуальная подоплека данной разновидности актов насилия несомненно роднит их с изнасилованием —• однако речь здесь идет не об общепринятом значении слова «сексуальный», то есть ассоциирующийся с использованием половых органов или с теми практиками, которые традиционно определяются как сексуальные. Несомненно, мы имеем дело с подсознательной ненавистью к женщинам, основанной исключительно на их половой принадлежности. Оправдания для подобных действий весьма разнообразны и нередко очень любопытны. Иногда мотивом служит ревность, как в случае с программистом. В других случаях все дело в глубоком недовольстве собой. Некоторые мужчины высказывают блестящую мысль, будто женщинам нравится быть битыми. Однако сержант Пол утверждает: «Я еще не встречала ни одной женщины, кому нравилось бы, когда ее бьют». И я готова подписаться под этим замечанием. Мне также приходилось иметь дело со случаями, когда мужчины колотили своих сыновей — до тех пор, пока мальчик не подрастал достаточно, чтобы дать сдачи. Однако, поскольку чаще всего побоям подвергаются именно женщины, я не вижу причин не считать, что такие преступления носят «сексуальный» характер.

Читатели могут удивиться, почему я говорю об этих крайних проявлениях женоненавистничества в главе о женской сексуальности. Все дело в том, что вину за все мыслимые беды часто возлагают на женщину: искусительница, развратница, грешница, возбудительница страстей в сердце (и чреслах!) мужчины — с тех самых пор, как мифическая Ева впервые соблазнила Адама своей змеиной силой. Нередко дела об изнасиловании решаются не в пользу женщин — на том основании, что жертва «спровоцировала ситуацию» своей одеждой или поведением, а следовательно, получила именно то, чего сама добивалась.

В наше время много говорят об изменениях в сексуальном поведении во время менопаузы и после нее. У некоторых женщин либидо усиливается, что нередко приписывают исчезновению опасения забеременеть. Другие женщины утрачивают сексуальное желание практически полностью. В общем, все очень индивидуально и обобщения тут неуместны.

Руби Уоллес в статье для Guardian (5 декабря 1989 года) пишет, что, вопреки распространенному мнению, во время беременности либидо женщины значительно усиливается. Мастере и Джонсон пишут о значительном усилении либидо во втором триместре беременности (от 15-й до 28-й недели) и снижении в третьем триместре (от 29-й недели). Вряд ли этому следует удивляться, поскольку в области таза увеличивается число кровеносных сосудов, что значительно усиливает способность к сексуальному напряжению и интенсивность оргазма. Организм переполняется гормонами, которые увеличивают чувствительность клитора и усиливают оргазмическую активность мышц. Грудь и соски становятся чувствительнее, что делает предварительные ласки богаче. Сама я никогда не была беременна, однако расспрашивала своих знакомых об ощущениях. И их впечатления очень различаются. Некоторые соглашаются с госпожой Уоллес, а другие говорят, что беременность оказала на них обратное воздействие: неприятие секса и полное сосредоточение на своем «положении».

Менструация тоже влияет на разных женщин по-разному. У некоторых перед или во время месячных либидо резко усиливается. Другие же страдают от предменструального синдрома, сопровождающегося депрессией, или от менструальных болей — что едва ли располагает к занятиям любовью.

Из многих женщин, которые доверили мне секреты своей жизни во время консультаций и в личных беседах, большинство, признавая, что секс доставляет им удовольствие, отмечали, что для них имеет огромное значение не столько само проникновение, сколько близость с любимым человеком, объятия, предварительная игра — ибо это открывает возможность для более близкого общения с партнером. Именно поэтому новый подход к сексуальному удовольствию (возрождение древних традиций Богини!), подразумевающий пристальное исследование партнерами сексуальности друг друга, доставляет женщинам намного больше радости, чем спешное проникновение, практикуемое многими мужчинами. Причем нередко мужчины воспринимают свои приставания как большую услугу изнемогающим от желания женщинам, а если те отвергают домогательства, на них немедленно вешают ярлык «лесбиянка» или «фригидная».

В литературе последователей культа Богини есть тенденция излишней романтизации «храмовой проституции» прошлого, что естественным образом влечет за собой ассоциацию женского либидо с гедонизмом. Проведенные мною исследования дают основания предположить, что занятие храмовой проституцией не всегда было добровольным — для многих женщин такое служение было вынужденным. В любом случае, жизнь храмовой служительницы Древнего Крита едва ли можно мерить современными мерками, и нынешних женщин не стоит рассматривать в свете тех времен.

Ытегапсе — слово, придуманное Дороти Теинов для обозначения романтической любви. Ытегапсе характеризуется порывистыми чувствами и неотступными фантазиями и может возникать у обоих полов. Люди, незнакомые с этим чувством, видимо, не в состоянии понять нелогичное поведение людей, его переживающих. Тем не менее «любовь» и ее дивные плоды служили источником наслаждения (и слез, и боли, и самоубийств) от начала времен! Сохраним ли мы это явление и впредь? Конечно да — многие из нас, несомненно, полагают, что игра стоит свеч.

К тому моменту, как читатель дочитал эту главу, ему, несомненно, стал ясен мой взгляд на женскую сексуальность. На случай, если кто-то все- таки упустил суть, повторю: я уверена, что женщин ни при каких условиях нельзя мерить одной меркой — сексуальной, интеллектуальной, эмоциональной или духовной. С моей точки зрения, мир населен индивидуумами, и хотя многие предпочитают идти по жизни группами, все равно каждый из нас представляет собой отдельную неповторимую личность.

ГЛАВА 13

<ScS338e238e$c3238c3080c33e8c30332cB8c^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: