Кодировка как способ обработки открытых вопросов анкеты. Правила кодировки

Кодирование – это технический прием, с помощью которого данные распределяются по категориям. С помощью кодировки данные превращаются в символы (обычно цифровые), которые потом можно заносить в таблицы данных (табулировать) и подсчитывать.

Цель: сведение всех вопросов к конкретному списку вариантов ответов с последующей кодировкой и минимизацией количества вариантов ответов.

Как правило, кодировка производится "вручную" и требует участия опытного человека (иногда интервьюера, иногда – менеджера). С данном случае наиболее важно умением категоризировать мнения респондентов, т.е. относить одно (или несколько мнений, сформулированных в разной форме, но одинаковых по содержанию) мнение с другими.

Обычно кодировка ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта – частота его повторения. Затем варианты группируются по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика набирается четыре-пять, и каждой из них присваивается свой шифр или код.

Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной информацией.

Поскольку все ответы респондентов (в том числе и закодированные) в дальнейшем заносятся в компьютер, то при назначении кодовых номеров, нужно придерживаться следующих правил:

Располагать только один символ в каждой колонке

Использовать только числовые коды

Использовать ровно столько колонок поля, сколько необходимо для полного охвата всех возможных значений

В каждой записи кодировать и номер респондента (анкеты)

47 Респондент и интервьюер как «самые слабые звенья» в социальном исследовании. Понятие «эффект интервьюера». Функции интервьюера. Инструктаж интервьюеров.
Респондент
— участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. предстает как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник.

Интервьюер – это лицо, которое проводит опрос. Это так же исследователь, который проводит целенаправленную беседу (интервью) и получает ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.
Эффект интервьюера
— так обозначают все погрешности, которые связаны с влиянием интервьюера на качество получаемых данных. Он может даже не осознаваться самим интервьюером, происходить подспудно и проявляться в разговоре (вербальном общении), а также в неявных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников.
Отрицательные проявления эффекта интервьюера
: а) избирательное восприятие, неправильное понимание и, следовательно, недостоверная регистрация ответов респондента (интервьюер истолковывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие его собственным убеждениям и в таком виде регистрирует ответ); б) «стереотип узнавания» — после нескольких проведенных бесед интервьюер приобретает уверенность в том, что он уже с первых ответов респондента понимает, к какому типу его отнести и как люди данной категории обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может слышать не столько то, что реально отвечает респондент, сколько то, что он заранее предполагал услышать.
Респондент и интервьюер – непрофессионалы. Люди, которым свойственно ошибаться, выдавать неверную информацию.

«Эффект интервьюера» - интервьюер влияет на мнение респондента, может неверно интерпретировать или записать ответ респондента. Инструктаж: Ему запрещается вступать в дискуссии, показывать свое мнение, эмоциональную оценку.

Функции интервьюера: коммуникативная, озвучивает вопросы – «рупор», фиксатор, эмоциональная поддержка респондента (вызывает интерес к заполнению анкеты), роль «наивного слушателя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: