Декоративно-прикладное искусство домонгольской Руси

Введение.

Место декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре. Изучение истории декоративно-прикладного искусства в сфере искусствознания, археологии, этнографии.

Декоративно-прикладное искусство и предметная среда. Специфика декоративно-прикладного искусства, соединение художественного и функционального (утилитарного) начал в произведениях. Связь декоративных форм и приемов с формой и функцией предметов. Выражение характера природного материала и раскрытие его эстетического потенциала как определяющее свойство произведений декоративно-прикладного искусства. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева, металла, камня, кости, керамика, стекло. Художественный текстиль, ткачество, набойка, вышивка, кружевоплетение, ковроделие, костюм, архитектурно-декоративные формы. Традиционная типология предметных комплексов. Классификация произведений декоративно-прикладного искусства по материалу, по технике изготовления и декорирования, по группам предметов. Приемы описания и анализа произведений декоративно-прикладного искусства.

Отражение процесса развития национальных форм культуры в истории декоративно-прикладного искусства. Традиционная культура, крестьянские ремесла и промыслы. «Народное искусство» как понятие.

Типы художественных производств. Исторические разновидности художественного ремесла. Художественная промышленность. Профессиональное декоративно-прикладное искусство; проблема авторства.

Стиль в декоративно-прикладном искусстве. Синтез искусств, различные типы художественных комплексов. Искусство оформления интерьера, характер связей декоративно-прикладного искусства с архитектурой, живописью, скульптурой. Социальная и сословная природа декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство домонгольской Руси

Культура восточных славян и ранние этнические формы материальной культуры и бытового уклада. Сложение предметных комплексов, определяющих структуру художественных ремесел (одежда, орудия труда, бытовая утварь, оружие и доспехи, конский убор, ритуально-магические и празднично-обрядовые предметы, архитектурно-декоративные формы). Освоение эстетики природных материалов: металла, камня, глины, дерева, кости. Развитие геометрического орнамента, изобразительные формы. Обработка металла (серебра, бронзы), ковка и литье. Типы и формы изделий из металла. Полихромные выемчатые эмали на бронзе. Гончарство, техника лепки и декорирования. Ручной гончарный круг. Геометрический орнамент в керамике, металле, резьбе и гравировке по кости.

Соприкосновение восточнославянской культуры со скифо-сарматскими, финно-угорскими племенами. Контакты со скандинавской и византийской культурами. Влияние византийских изделий V-VIII вв. на художественное ремесло славян. Усложнение структуры художественного ремесла в VIII-X вв.

Сохранение самобытных черт славянской культуры в искусстве средневековой Руси. Восточнославянское художественное наследство в народной культуре XVIII-XIX веков.

Художественные ремесла Киевской Руси. Городское и сельское ремесло. Воздействие византийского искусства, ввоз изделий и приток мастеров. Появление новых художественных материалов, орнаментально-декоративных форм и художественных образов, усложнение техник (резьба по камню и кости, шитье, ювелирное искусство, стеклоделие, керамика). Процесс "обрусения" византийских традиций. Романские влияния в художественном ремесле Руси.

Комплекс храмового убранства, появление монументальных форм искусства (мозаика, резьба по камню, медное и бронзовое литье и др.).

Художественная обработка металла. Ковка и литье из золота, серебра, бронзы, меди. Широкое разнообразие декоративных техник (чеканка, гравировка, резьба, эмаль, зернь, скань, чернь). Перегородчатая эмаль по золоту как высшее достижение киевских ювелиров. Типы изделий религиозного и светского назначения. Клады как источник материалов по истории златокузнечества.

Резьба по камню. Плоский рельеф. Мелкая пластика и архитектурно-декоративные формы.

Керамика. Распространение ручного гончарного круга, введение высокотемпературного горнового обжига. Использование цветных глазурей в гончарных изделиях и в архитектурной керамике.

Стеклоделие. Появление первых мастерских, изготовление мозаичной смальты и простых украшений.

Искусство лицевого шитья, основные типы произведений, техника исполнения и материалы. Влияние византийских и восточных узорных тканей на искусство орнаментального шитья, их роль в парадной одежде и церковном убранстве. Монеты и книжная миниатюра как источники представлений о формах мебели и костюма эпохи Киевской Руси.

Сложение центров художественного ремесла в Чернигове, Полоцке, Смоленске, Рязани, Новгороде в XI-XII в. Подъем местных школ домонгольского искусства в связи с распадом Киевского государства.

Художественное ремесло Владимиро-Суздальского княжества; сложение местных особенностей. Культурные связи с Востоком, Византией, Западной Европой. Соединение художественного ремесла с архитектурой. Резьба по белому камню; рельефы и прикладное искусство. Развитие ковки, чеканки, литья. Техника "огневого золочения". Соединение декоративно-орнаментального и монументального начал в различных видах искусства. Формирование стилизованного растительного орнамента.

Художественное ремесло Новгорода. Эмаль, чеканка, резьба по дереву, камню, кости. Плетеный орнамент в новгородском ремесле. Тератологический стиль в резьбе по камню и дереву. Сокровища ризницы новгородского Софийского собора. Памятники золотого и серебряного дела XI-XII в. и новгородской школы древнерусского шитья. Черты монументального стиля в памятниках декоративно-прикладного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: