Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, материально-учебная база и оформление

Специфика предмета изобразительного искусства постоянно требует поиска новых методов и форм работы, чтобы уроки не были скучными и однообразными, а превращались в настоящий творческий процесс. Достичь этого помогает специальный кабинет ИЗО, хорошо оснащенный и оформленный.

Для занятий изобразительным искусством необходим кабинет, в котором имеется одна или две раковины с подводкой воды, расположенные рядом с входной дверью. Желательно, чтобы при кабинете была лаборантская для хранения оборудования, фонда детских работ и художественных материалов.

Оборудование

Типовой школьный кабинет ИЗО должен быть оборудован следующими предметами: шкафы, столы (мольберты), стулья, классную доску, рисовальные доски, осветительные приборы, уголки и подставки для установки натурных постановок и др. Оборудование места учителя определяется технологией обучения.

Рациональное оснащение рабочих мест учащихся помогает достигнуть наилучших результатов в обучении. Место ученика должно быть удобным. Очень хороши специальные столы для учащихся с подъемными планшетами-мольбертами. Столы для занятий художественным творчеством можно расставлять в зависимости от форм организации урока (в виде каре, по кругу, поперек класса, парами, по четыре и др.).

Учебный процесс с использованием компьютерной техники предполагает размещение в кабинете специальных столов, которые должны быть размещены у стены так, чтобы обратная сторона компьютера была направлена к стене, а солнечные лучи не попадали на экран монитора.

Шкафы или стеллажи для учебных пособий, книг, журналов и хранения художественных материалов лучше устанавливать вдоль задней или боковой стены кабинета. Необходимо предусмотреть место и приспособление для хранения и сушки работ учащихся (стеллажи или полки). Желательно, чтобы вся мебель в кабинете была удобной и выполнена в одном стиле, а не представляла набор случайных предметов.

На передней стене класса должны быть закреплены классная доска (рекомендуется зеленого цвета) с креплениями для демонстрации таблиц и равномерным освещением. Рекомендуется использовать доску с открывающимися створками, то есть пятью рабочими поверхностями, что позволяет демонстрировать заранее подготовленный наглядный материал только в необходимый момент урока. Под доской могут быть ящики для таблиц. Проекционный выдвижной экран обычно располагают над доской.

Кроме стандартной школьной доски желательно иметь магнитную доску, белую доску и кассету. Могут быть и не стандартные авторские решения: соединение зеленой и белой досок, раздвижная доска с экраном, стеклянная доска, позволяющая показывать теневой театр и др.

Магнитная доска (размер 30х100 см) с набором аппликаций (в т.ч. с геометрическими фигурами) используется для составления орнамента, композиции, предмета из частей, для анализа натурной постановки и др.

В кабинете ИЗО необходима белая доска для рисования на ней грифелем, углем, цветными карандашами и мелками, сангиной, акварелью или гуашью. Ее можно изготовить самостоятельно - десятимиллиметровая фанера (размер 150х150 см) покрывается белой эмалью.

Кассету (размер 30х50 см) можно сделать из 10-миллиметровой фанеры, цветного фона (сменного) и прозрачного пластика. Применяется для поиска композиции, понимания ритма узора, выбора фона, колорита и др. Пример работы с кассетой – учащийся рисует или дорисовывает изображение на прозрачном пластике специальным жирным карандашом или фломастером, фон подбирает сам ученик. Могут быть и другие конструкции кассет с вырезанными окошками, подвижными элементами и др.

Кабинет ИЗО должен быть хорошо освещен в соответствии с санитарными нормами. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с равномерным рассеивателем света. Желательно, чтобы на окнах были жалюзи, регулирующие проникновение солнечного света, и плотные шторы для того, чтобы показывать слайды. Качество преподавания во многом зависит от того, на сколько целесообразно оборудован и освещен кабинет.

Технические средства обучения

В современных условиях кабинет ИЗО необходимо оборудовать техническими средствами (телевизор, видеомагнитофон, проигрыватель, магнитофон, проектор, экран, кодоскоп, компьютер и др.). Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь электроснабжение, установленное в соответствии с соблюдением правил безопасности. Возможна такая ситуация, что проигрыватель или компьютер постоянно не находятся в кабинете ИЗО, а используются и в других кабинетах. Если для электронной аппаратуры определено место и обеспечено электроснабжение, то при аттестации кабинета ИЗО засчитывается такое использование техники, даже при отсутствии ее в момент прихода комиссии.

Музыкальные записи на кассетах, СD дисках и пластинках различных жанров можно включать во время беседы и самостоятельной работы учащихся для создания определенного эмоционального состояния, но так, чтобы музыка помогала, а не мешала ходу урока. Кроме этого, необходимо иметь подборку слайдов с красивыми объектами природы и произведениями искусства, коллекцию видео и DVD фильмов о художниках и их творчестве, художественных музеях России и мира, по различным видам искусства и соответствующие компьютерные диски.

Выпущены прекрасные серии видеофильмов о музеях (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Русский музей, Эрмитаж, музеи мира), по отдельным периодам истории изобразительного искусства и стилях («Искусство Древнего Египта», «Русская икона», «Барокко», «Классицизм», «Импрессионизм», «Модерн», «Искусство русского авангарда» и др.), творчестве выдающихся русских и зарубежных мастеров («Художники России»), народном и декоративном искусстве («Из истории русского костюма», «Народные промыслы», «Сокровища народного творчества», «Декоративно-прикладное искусство») и общим вопросам («Что такое искусство?», «Учимся рисовать» и др.).

Необходимо отметить особую роль учебных фильмов, раскрывающих последовательность изображения, особенности работы различными художественными материалами, секреты мастерства («Живопись», «Графика», «Гуашь», «Акварель», «Работа углем» и др.). Сред­ствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процес­сов: быстрые процессы — нанесение штриховки, приемы работы кистью, приемы лепки и пр.— можно показать в замедленном темпе, использовать стоп-кадр, длительные же процессы по созданию многочасовых рисунков пред­ставить быстро протекающими.

Все больше появляется компьютерных программ о видах изобразительного искусства, мировой художественной культуре, мастерах и шедеврах («Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Изобразительное искусство. Что это такое?», «Эрмитаж. Искусство западной Европы», «История искусства», «Энциклопедия материальной культуры», «Наталия Гончарова», «Эшер» и др.).

Большую помощь учителю окажут самостоятельно сделанные видео и DVD записи телепередач и фильмов об изобразительном и декоративном искусстве, архитектуре и дизайне. Лица современников и людей прошлых лет, образы и явления природы, чудеса техники и науки значительно обогатят зрительные представления учащихся и помогут создать рисунки на соответствующие темы. Кроме этого рекомендуется использовать фрагменты мультфильмов, научно-популярных и художественных фильмов. Например, по теме "Наши любимые животные" учащимся можно показать фрагменты телепередач "В мире животных", фильмов о животных ВВС, мультфильмов-сказок о животных и др. Обычно на одном уроке видеозаписи показывают не более 5–10 мин.

Широкий охват искусствоведческого материала, а также довольно объемный подбор репродукций позволяет организовать разнообразную работу учащихся с выпускаемыми CD.

Вот некоторые виды работы:

- заполнение хронологических таблиц по периодам развития истории искусств или творчества отдельных мастеров;
- работа с терминологическим аппаратом;

- виртуальная экскурсия "по культурам прошлого" или "истории эпохи";

- сравнительный анализ произведений архитектуры, скульптуры и живописи различных эпох;

- выявление общих тенденций или общих принципов в формообразовании в разные эпохи;

- определение стиля или времени постройки памятника архитектуры;

- определение авторства и ведущих идей архитектуры и искусства, отразившихся в постройке;

- проведение игр («Город-музей», «Реставрация по фрагментам», «Найди картину известного художника», «Определи жанр произведения», «Убери лишние архитектурные детали» и др.)

- нахождение аналогий между изображениями и текстом.

Часто на самих дисках CD представлена система заданий, развивающая наблюдательность и кругозор учащихся, помогающая осуществить текущий контроль знаний, что дает право перехода на следующую более высокую по сложности ступень.

В случае индивидуального использования CD, целесообразно решать поисковые задания, готовить иллюстративный материал для оформления исследовательских работ, рефератов, эссе и т.д.

Результаты такой работа могут быть использованы на занятиях, организованных на основе интеграции учебных предметов. Например, по темам «Образ храма в литературе и искусстве», «Сказка в творчестве русских художников», «Как люди жили в Древней Руси», «Природа в творчестве русских художников» и др.

Наконец, необходимо указать на специфические возможности индивидуализации восприятия информации по искусству через телеисточники (многопрограммность, видеотехника). Учебные и образовательные программы, просветительские и дискуссионные передачи и т.п. образуют новое информационное пространство вокруг личности, которое создает более высокий культурный уровень педагогических процессов.

Если еще двадцать-тридцать лет назад школьник практически не имел возможности выбирать информацию, ее в основном сообщал педагог, то сегодня эта возможность и обильность выбора обеспечена, что ставит в принципиально новые условия и самого педагога, к сожалению, пока не всегда осознающего этот новый контекст своей педагогической деятельности. В последнее время все чаще обсуждается вопрос о создании школьных медиатек или медиацентров, единой локальной сети школы, и как следствие – единой информационной службы школы.

Такая служба призвана осуществлять решение задач информатизации образования, внедрения новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы, информационно-методического обеспечения процессов выявления, изучения и пропаганды передового педагогического опыта, инноваций в области образования, использования возможностей телекоммуникационных технологий. Это позволит эффективно использовать образовательные технологии, ориентированные на развитие у учащихся навыков самообучения (сетевые олимпиады, телекоммуникационные проекты, дистанционное обучение, развивающее обучение).

Желательна организация и функционирование поста электронной почты или подузла высокоскоростного доступа к Internet, так как это дает возможность использовать разнообразный материал сайтов непосредственно на уроке. Например, портал телеканала «Культура». Подобный опыт уже есть в ряде школ, что значительно облегчает работу учителя.

Перечисленные технические средства помогут на должном уровне провести беседу, создать эмоциональный настрой, организовать опрос учащихся, настроить их на выполнение задания и самостоятельную работу.

Материально-учебная база

К ней следует отнести художественные материалы (кисти, краски, карандаши, бумагу и др.), натурный фонд, наглядные пособия и специальную литературу.

Оптимальной организации деятельности учащихся способствует возможность выбора ими инструментов и материалов в зависимости от задач урока. В кабинете хорошо иметь большой фонд альбомных листов, цветной бумаги, круглых и плоских кистей разного размера, акварельных и гуашевых красок, карандашей, мелков, а также запас ножниц, клея, пластилина и других материалов для художественного творчества.

Натурный фонд учитель должен составлять из красивых предметов различной формы и назначения в соответствии с рекомендованным перечнем, который может быть дополнен по желанию учителя. Натурный фонд обычно составляют: старинные и современные предметы быта (керамические кувшины, фарфоровая посуда, металлические сосуды, бытовая техника, настольные и др.), спортивный инвентарь (мяч, ракетка, коньки и др.), музыкальные инструменты, драпировки (различной фактуры, гладкоокрашенные в теплых и холодных тонах, с цветовыми переходами, орнаментом и др.), муляжи (фруктов, овощей, грибов), гипсовые геометрические тела, розетки, капители и др.

Все перечисленные предметы должны быть в достаточном количестве для того, чтобы из них одновременно можно было составить 3-4 постановки на одну тему и в течение учебного года еще несколько постановок. Обычно в стандартной классной комнате необходимо ставить 3-4 натюрморта на специальных уголках и подставках так, чтобы с любого места учащимся было хорошо видно. При необходимости постановки освещают специальными софитами.

Наглядные пособия являются действенным средством повышения художественного творчества. Соединение зрительного восприятия наглядных образов с активной мыслительной деятельностью учащихся на уроках изобразительного искусства оказывается условием, содействующим интенсивному овладению школьниками знаниями, активному функционированию их воображения.

Для того чтобы уроки ИЗО проходили эффективно, учитель должен демонстрировать большое количество наглядных пособий, к которым относятся: репродукции, открытки, таблицы и динамические наглядные пособия по всем темам программы, изданные или изготовленные самим учителем. В качестве наглядных пособий могут использоваться натуральные объекты, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, культуры и быта. Очень хорошо, если есть возможность показать на уроке подлинные произведения живописи, графики, мелкой пластики, а не репродукции с их изображением.

Процесс обучения народному и декоративно-прикладному искусству будет не полноценным без демонстрации высокохудожественных образцов ткачества, батика, керамики, резьбы по дереву, народной игрушки (Дымка, Филимоново, Каргополь, Полхов-Майдан и др.), росписи и др.

Учителя-экспериментаторы проявляют трудолюбие, неиссякаемую фантазию и творчество при изготовлении наглядных пособий, особенно динамических моделей и таблиц. Эти пособия раскрывают методическую последовательность выполнения изобразительных, конструктивных и декоративных работ знакомят со способами передачи пространства и движения в рисунке, показывают закономерности построения и т.п. Например, динамическая таблица «Плановость в композиции» представляет пейзаж в плотной раме, имеющий наслоение планов с прорезями.

В конверте приготовлен набор деревьев, зверей, людей, предметов разной величины. Учащийся должен составить свои композиции, вставляя изображения в прорези, учитывая плановость пейзажа и уменьшение дальних объектов. Еще один пример динамической таблицы: вырезан силуэт кувшина, а вращающийся диск помогает подобрать узор к этому силуэту. Пособия на ворсовой основе, когда детали крепятся за счет сцепления ворсинок, можно использовать при изучении любой темы, только следует заранее приготовить необходимый аппликативный материал.

Учитель Авдеева Н.А. разработала наглядное пособие по истории зарубежного изобразительного искусства «Лента времени» с применением компьютерных технологий. Оно отражает основные этапы эволюции искусства.

Целью наглядно-методического пособия является формирование у школьников отчетливых представлений об этапах развития зарубежного искусства, их взаимной связи и логики смены художественных стилей. Эта цель реализуется путем решения следующих задач: отбор наиболее характерных памятников соответствующего периода или стиля; выделение ясных и легко обнаруживаемых стилевых признаков; установление связи между отдельными видами изобразительного искусства в рамках одного стиля или периода; поэтапное формирование понятия художественного стиля; систематизация материалов по истории искусств.

Как известно, искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, национальными особенностями, уровнем жизни общества в целом. Подобно тому, как в каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает в качестве главенствующей и влияет на остальные, в разные периоды развития изобразительного искусства какой-то один из видов становится главным. Он с наибольшей полнотой выражает тенденции времени. Например, в Средние века на первый план выдвигается храмовая архитектура, а в XIX в. ведущую роль играет живопись. Кроме того, на каждом этапе история выдвигает какую-либо одну страну (или несколько стран) и ее культуру как передовую, например, Грецию в античный период, Италию в эпоху Возрождения, в период барокко – Италию, Францию, Голландию и др.

В основе идеи создания «Ленты времени» лежит стремление систематизировать и представить в виде развернутой линии последовательность смены художественных стилей и эпох. В процессе систематизации было выделено 16 разных по длительности этапов и стилей истории развития зарубежного искусства. Каждому этапу в пособии посвящена отдельная страница: «Первобытное искусство», «Искусство Древнего Египта», «Искусство Древней Греции», «Искусство Древнего Рима», «Искусство Византии», «Искусство Западной Европы в период средневековья», «Искусство Итальянского Возрождения», «Искусство Северного Возрождения», «Барокко», «Рококо», «Классицизм», «Романтизм», «Реализм», «Импрессионизм», «Постимпрессионизм», «Модернизм».

Ил. 34 Наглядное пособие «Лента времени».

Открывает “Ленту времени” титульный лист.

Каждая страница содержит характеристику самых типичных и известных особенностей искусства одного периода. При этом использован как словесно-описательный, так и наглядный материал. Текст дан в максимально сжатой форме, лаконично изложена искусствоведческая терминология; использованы репродукции картин, фотографии скульптурных изображений и архитектурных памятников. При подборке иллюстративного материала преимущество отдавалось произведениям, с которыми ученики знакомились на уроках. Указаны временные рамки стилей и эпох, их внутренняя периодизация.

Рис.35

На заднем плане каждой страницы помещено более бледное изображение одного из произведений искусств, относящихся к данному периоду. Контрастность и яркость изображения снижены. На его фоне отчетливо выглядят три-четыре репродукции или фотографии, а также сопроводительный текст.

«Лента времени» скомпонована в электронном виде в формате “PowerPoint”. Источниками для пособия послужили электронные библиотеки: “Мировая художественная культура”, “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Электронная библиотека – 5555”.

Каждая страница распечатана на цветном принтере и ламинирована. Страницы соединены друг с другом по принципу “гармошки”, с использованием перфоратора и пластиковых соединителей.

Применение на уроках электронной версии «Ленты времени» состоит в том, что на экран монитора поочередно выводятся слайды и даются устные комментарии учителя.

Ламинированное наглядное пособие имеет более широкий диапазон применения.

Рекомендуются следующие пути и способы работы с “Лентой времени”:

1. Обращение к ней при изучении каждой новой темы в качестве иллюстрации к устно сообщаемому материалу;

2. Использование для повторения и закрепления материала (например, закрыть часть ленты и предложить ученикам восстановить пропущенное);

3. Проведение самостоятельного сравнительного анализа стилей и эпох;

4. Составление викторин;

5. Применение в качестве дополнительного материала к итоговой аттестации учащихся.

Учебно-методическое пособие “Лента времени” было представлено на образовательной выставке “Ярмарка педагогических идей” и отмечено первой премией на конкурсе педагогических идей, проведенном в городе Саров в декабре 2005 года.

Настоящим подарком для учителей и учащихся стали альбомы с таблицами "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства" (1-й кл. и 2-й кл.) с методическими рекомендациями, разработанные авторским коллективом под руководством Т.Я. Шпикаловой. Информационный и художественно-дидактический материал представлен на основе блочного построения курса с учетом соблюдения внутрипредметной интеграции и межпредметного синтеза знаний (изобразительное искусство и художественный труд). Структура альбома соответствует разделам программы, разработанной тем же авторским коллективом.

Основная идея альбомов – философское осмысление природы и природного начала в народном искусстве. Эта идея раскрывается в процессе освоения приемов работы с разными графическими и живописными материалами.

В каждом альбоме для 1 кл. и для 2 кл. четыре раздела: "Основы художественного изображения", "Орнамент в искусстве народов мира", "Народный орнамент России", "Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством".

Таблицы первого раздела развивают способности детей поэтически воспринимать и изображать природу, формируют представления о выразительности разных видов искусства, направлены на освоение средств художественной выразительности – цвет, линия, объем, светотень, ритм, форма, пропорции, пространство, композиция. Примеры заданий данного раздела учат смело экспериментировать с карандашами, красками и кистями. Художественная информация этих таблиц предназначена для творческого восприятия и учеников, и учителя.

На таблицах второго раздела представлены виды орнамента в зависимости от мотивов изображения: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. Построение орнаментальной композиции в 1 кл. раскрыто на примерах наиболее простого ленточного орнамента или бордюра, а во 2 кл. даны схемы построения замкнутого орнамента (на прямоугольной и квадратной форме, круге и др.). Учащиеся могут познакомиться с растительным орнаментом в творчестве разных народов мира, например, с мотивом дерева в турецких и иранских узорах, мотивом цветка в египетских, китайских и французских бордюрах. Важно, что изучение структуры орнаментов неразрывно связано с художественным образом вещи.

Задача таблиц третьего раздела – формирование эстетических знаний о различных школах народного мастерства через восприятие младшими школьниками содержательной, познавательной, эстетической, нравственной, эмоциональной сторон народного искусства. Развитие эстетических знаний и художественно-графических умений, творческого опыта происходит в связи с изучением главных отличительных признаков художественных изделий традиционных художественных промыслов (школ народного мастерства).

Важно, что в альбомах показан путь интеграции изобразительной и трудовой деятельности. Труд рассматривается не как изготовление поделок, а как творческий процесс создания вещей из разных материалов на основе народных художественных традиций. Этому посвящен четвертый раздел альбомов. Таблицы по художественному оформлению ткани позволяют ввести детей в мир народной вышивки, узорного ткачества, лоскутного шитья и других способах декорирования тканей – интереснейших видах народного творчества, связанных с историей народа, его обычаями, особенностями праздничной одежды и предметами быта, известными с давних времен.

В этом же разделе альбомов и в 1 кл., и во 2 кл. представлена работа с бумагой – самым доступным, легко поддающимся обработке материалом для младших школьников (аппликация, вырезанки, плетение из полос, художественное конструирование и др.).

Вариативный подход к содержанию альбомов обеспечивает учет национальных, региональных и местных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей учителя и учеников, позволяет создать условия для развития растущего человека, его чувственного восприятия, фантазии, логического мышления, опыта нравственного поведения.

Гудилина С.И. разработала интересные таблицы для начальной школы: «Основы декоративно-прикладного искусства» и «Введение в цветоведение». Они дают представление об основных видах декоративно-прикладного искусства, о приемах стилизации природных форм, о структуре орнаментов, о художественных техниках (коллаж, аппликация, витраж, мозаика) и др. Дидактические материалы по цветоведению Гудилиной С.И. знакомят младших школьников с "сенсорными эталонами" цвета, их основными характеристиками, приемами работы с ними. В серию вошли следующие таблицы: цвета и гуашь, палитра, ахроматические цвета, основные и смешанные цвета, теплые цвета, холодные цвета, разбелы, затемнения, потускнения, светотени, цвет в перспективе, контрастные цвета, нюансовые цвета, колорит, символика цвета, цвет в геральдике.

Гудилина С.И. создала также комплект таблиц и для общей школы: «Декоративно-прикладное искусство» и «Цветоведение». В нем находят свое развитие идеи, заложенные в аналогичных таблицах для начальной школы. Декоративное искусство представлено некоторыми видами традиционного русского народного искусства (лаковые миниатюры, жостовские подносы, ткачество, вышивка, художественные изделия из металла) и характерными декорами народов мира, предусмотренными учебными программами. Таблицы по цветоведению включают следующие темы: цвета и акварель, ахроматическая гармония, типы смешения красок, теплые и холодные цвета в живописи, цветовой тон, светлота и насыщенность, перспектива в живописи, светотени в сюжетных композициях, восприятие контрастов, гармонизация цвета, классификация цветовых гармоний, цветовая композиция, колорит, значения цвета, символика в иконописи, цвет в интерьере, круг естественных цветов по Гете, цветовые системы Рунге и Оствальда, цветовая система Менселла, цветовая система в полиграфии.

Однако данный комплект не лишен и некоторых недостатков: в таблицах «Принципы стилизации», лепка дымковской «Барыни» из деталей, «Ахроматические цвета» допущено несколько неточностей. Вероятно, следовало бы уточнить названия и содержание таблиц «Основные смешанные цвета», «Затемнения», «Потускнения», «Нюансовые цвета». Неудачно показана цветовая перспектива на таблице «Перспектива в живописи», на таблице «Светотени в сюжетных композициях» неоправданно много места занимает изображение вишен, из соответствующей таблицы не совсем понятно, что такое колорит, требует уточнения символика цвета в иконописи и др. Перечисленные неточности желательно устранить, хотя они в целом не снижают высокое дидактическое и эстетическое значение данного комплекта.

В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы, включающий образовательный стандарт по искусству, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, нормативную документацию (типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, бланки заказа, методические письма и др.), журналы по предмету («Искусство в школе», «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная галерея» и др.), справочную и энциклопедическую литературу. Кроме этого необходимо создать картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания для обучающихся.

В кабинете, оснащенном аппаратурой и учебным оборудованием, должен быть представлен полный комплект технической документации, включая паспорт на техническое средство, инструкцию по технике безопасности и эксплуатации.

Ежегодно специальной комиссией проводится аттестация учебных кабинетов. Кабинеты, оцененные на «отлично», получают паспорт. Они вновь проходят аттестацию только через 3-5 лет.

Оформление кабинета ИЗО. Учитель должен заблаговре­менно позаботиться об оборудовании и оформлении кабинета. Подготовить кабинет к уроку ему могут помочь дежурные или добровольные помощники.

В кабинете рекомендуется иметь стенды для временных выставок и для постоянных экспозиций, раскрывающих специфику кабинета ИЗО (основы цветоведения, техника графики, виды и жанры искусства, музеи мира, великие художники и др.). Временные экспозиционные стенды должны включать рабочие (используемые при изучении определенной темы программы) и инструктивные материалы (рекомендации методического характера, варианты заданий, схемы и т.п.). В оформлении стендов могут использоваться разные шрифтовые гарнитуры и их написания (прямой, наклонный, полужирный и др.). Желательно только в одной композиции не сочетать более трех шрифтов.

В последнее время все меньше кабинеты украшают большими лозунгами-цитатами или регламентированным рядом портретов художников. Конечно, в оформлении можно использовать и высказывания, и портреты, но следует находить для их размещения современные объемно-пространственные решения, чтобы один кабинет не был похож на другой, а имел свое собственное лицо.

Кабинет ИЗО может быть оформлен в различных стилях. Можно использовать исторические или современные стили, создать эффект уголка природы или архитектурного сооружения, мастерской художника. Главное всему оформлению придать эстетический вид и объединить его в единый ансамбль.

Кабинет в классическом стиле следует украсить гипсовыми слепками голов и капителями, соответствующей живописью и графикой в красивых рамах. На торцовой стене прекрасно будет смотреться фреска, изображающая интерьер художественного музея. Подобное решение поможет иллюзорно расширить пространство и создать необходимую эстетическую среду.

Учитель, увлекающийся современным искусством, может оформить свой кабинет, например, в стиле хай-тек, используя отделочные материалы с металлическими, прозрачными и отражающими поверхностями, телевизоры и компьютеры с плоскими плазменными экранами и много других новейших технических средств (сканер, ксерокс, цветной лазерный принтер, цифровая фотокамера со штативом и др.). В таком кабинете будет необходим централизованный пульт управления, который позволит открывать и закрывать шторы, опускать и поднимать экран, включать и выключать основной свет, цветную подсветку, разнообразные электронные устройства.

С помощью пульта можно будет не только пользоваться аппаратурой, но и убирать ее на место. Вместо обычного экрана можно сделать полиэкран, позволяющий одновременно показывать картину целиком и ее фрагменты или несколько картин с помощью разных проекторов. Классную доску и аппаратуру можно вмонтировать в стенку из шкафов, которую стоит немного выдвинуть вперед, чтобы образовалась небольшое подсобное помещение. Не смотря на кажущуюся фантастичность, многие представленные технические идеи уже были реализованы учителями-энтузиастами своего дела.

Интересным решением может быть создание музея народного искусства непосредственно в кабинете ИЗО. В специальных витринах следует выставить старинную посуду, народные костюмы, глиняные и деревянные игрушки, туеса, короба, прялки и другие изделия народных художественных промыслов. В целом кабинет необходимо будет стилизовать под русскую деревянную избу или терем.

В классе может поселиться сказочный или фантазийный персонаж, изготовленный школьниками под руководством учителя. Это может быть силуэтная или тряпичная кукла размером с ребенка, которая станет своеобразным талисманом кабинета ИЗО, замечательным помощником учителя для создания эмоциональной поддержки, обеспечения моделирования сюжетов с образом человека. Такая кукла может принять участие в объяснении нового материала, подведении итогов, стать судьей соревнований и т.п.

Конечно, при оформлении кабинета учитель должен руководствоваться не только своими вкусовыми предпочтениями, но и размерами, освещенностью самого помещения и теми функциональными задачами, которые должны в нем выполняться. С этой целью можно зонировать пространство, выделив зону внимания около доски, выставочную зону, учебную зону, зону для самостоятельной работы, зону отдыха и др.

Зонировать пространство можно с помощью цвета, декоративных отделочных материалов, гипсокартонных перегородок, ажурных деревянных конструкций, различных ширм, мебели, цветочных композиций и др. К этой работе рекомендуется привлекать даже младших школьников, которые могут помочь изготовить необходимые детали аранжировки, закрасить поверхности, прикрепить декор и т.д. Великолепный антуражный материал представляют картонная и бумажная лапша, засушенные растения, ветки, бумажные цветы, ленты, веревки, ткани, нетканые материалы, сетки, декоративные бумаги и т.п.

Не следует излишне перегружать зону внимания. Здесь не должно быть больших блестящих поверхностей, многочисленных цветовых контрастов и отвлекающих внимание экспонатов.

Весьма осторожно следует относиться к росписи стен, так как они не должны отвлекать внимание учащихся, а призваны создавать необходимую атмосферу. Роспись следует размещать на боковой или торцовой стене кабинета. Лучше рисовать не прямо на стене, а на холсте или использовать съемные панели, чтобы была возможность легко изменить обстановку. Все сказанное относится и к декоративным панно из разнообразных материалов.

Перечень учебно-наглядных пособий и оборудования для школ с базовым уровнем изучения изобразительного искусствам рекомендует красить классную комнату в зависимости от ее ориентации по сторонам света в теплые или холодные тона слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, обычно окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север – в теплые тона (гамма желтого, охристого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый и черный цвет, а также в темные оттенки коричневого, синего, лилового, красного, малинового и др. В соответствии с зонированием пространства стены могут быть окрашены в разные цвета. При этом необходимо учитывать планировку комнаты, наличие выступов, проемов, количество окон и дверей в помещении, высоту потолка и др.

Создание кабинета ИЗО дело очень сложное, требующее совместного труда учителя, учащихся, родителей и понимания со стороны администрации. Некоторые молодые специалисты наивно полагают, что они сразу получат кабинет, оборудованный по последнему слову техники, раз это предусмотрено нормативными документами. Оформление кабинета всегда выявляет личностные достижения и художественные устремления учителя. Только конкретными делами по формированию эстетической среды можно добиться успеха и признания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: