Введение. Глава I. Социально-педагогические предпосылки модернизации общего среднего образования в

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Социально-педагогические предпосылки модернизации общего среднего образования в России..............................................................................8

1.1. Причины модернизации общего среднего образования в России...............8

1.2. Сущность и задачи модернизации общего среднего образования в России.....................................................................................................................11

Выводы по главе I..................................................................................................21

Глава II. Специфика и преимущества модернизации системы общего среднего образования в России............................................................................24

2.1. Специфика модернизации системы общего среднего образования в России.....................................................................................................................24

2.2. Сравнение российского пути модернизации общего среднего образования с опытом других стран....................................................................29

2.3. Проблемы модернизации общего среднего образования в России и пути их решения.............................................................................................................33

Выводы по главе II................................................................................................38

Заключение.............................................................................................................41Библиографический список..................................................................................43

ВВЕДЕНИЕ

Каждому поколению людей необходимо не только освоить опыт предыдущих поколений, но и обогатить и приумножить этот опыт и, что не менее важно, передать его своим детям. Только в этом случае возможен общественный прогресс.

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в России, задачи утверждения в жизни нашего общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. 90-е годы ХХ века доказали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных им свобод. Не даром говорят, что чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

В современном мире одним из важнейших параметров существования человеческого общества является глобальность. Отражая процессы взаимообусловленности и взаимозависимости различных компонентов мирового сообщества, глобальность выражает идеи целостности всего человечества как социобиологического образования. Социально-политические явления в последние годы стимулировали необходимость выработки и обоснования глобальной парадигмы общественного развития, основанной на понимании целостности мирового социально-экономического и культурно-образовательного пространства. Проявлением данной мировоззренческой установки явилась активизация "цивилизационного видения мира".

В условиях глобализации мировых процессов и культурной конвергенции, образовательная система рассматривается, с одной стороны, как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности, с другой - как средство гармонизации межэтнических отношений.

Интересна позиция Раджа Рой Сингха, который отмечал, что "глобализирующее движение, как становится очевидно уже сейчас, приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Там, где образование выступает фактором развития, образование играет ключевую роль" [13, с. 38].

Основные задачи модернизации российского общего среднего образования: увеличение его доступности, качества и эффективности. Они предполагают внушительное обновление содержания образования, приведения его в соответствие с запросами времени и задачами развития страны. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста. Правильный учет разносторонних интересов учащихся, их индивидуальных способностей, эффективное разрешение возникающих противоречий в процессе обучения, способствуют повышению уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формированию комплекса устойчивых интересов. Модернизация образования рассматривается как один из важных вопросов образовательной политики.

Актуальность данного исследования непосредственно связана с решением основных задач модернизации образования, повышения его качества на основе теории личностно-ориентированного обучения, определения вариативных подходов к формированию у учащихся познавательного интереса к учебе.

Проблема исследования: в чем особенность организации и освоения модернизации общего среднего образования в российском образовательном пространстве.

Объект исследования: процессмодернизацииобщего среднего образования в России с начала 1990-х годов по 2011 год.

Предмет исследования: основные тенденции процесса модернизации общего среднего образования в России.

Цель работы: выявить тенденции в модернизации общего среднего образования в России.

Гипотеза исследования: основные тенденции процесса модернизации общего среднего образования в России можно считать выявленными и обоснованными, если:

- определены стратегии развития общего среднего образования в России;

- выявлены особенности процесса модернизации системы общего среднего образования в России.

Задачи исследования:

1) выявить смысл, причины и задачи модернизации общего среднего образования в России;

2) проанализировать тенденции модернизации общего среднего образования в России.

Методы исследования: исторический и системно-структурный анализ; изучение и анализ материалов педагогической и обществен­но-политической печати; нормативно-законодательных актов Российской Федерации по проблемам развития и модернизации общего среднего образования.

Этапы исследования:

I этап. Изучение теоретического материала;определение темы, цели, объекта, предмета исследования, формулирование гипотезы, конкретизация задач, поиск и обоснование теоретико-методологической основы исследования.

II этап. Характеристика российской системы общего среднего образования и выявление основных тенденций и принципов ее модернизации.

III этап. Систематизация, осмысление и обобщение результатов исследования; сравнительный анализ процессамодернизации системы общего среднего образования в России.

Научная новизна исследования и выносимые на защиту результаты заключаются в следующем:

- определены стратегии развития общего среднего образования в России;

- выявлены особенности процесса модернизации системы общего среднего образования в России.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что осуществлён историко-педагогический и системно-структурный анализ процесса модернизации системы общего среднего образования в России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что учет выявленного положительного опыта процесса модернизации общего среднего образования в России является условием совершенствования подготовки выпускников в стране.

Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: