Лекция 1-2. Числовые системы в школьном курсе математики (ШКМ)
Цели лекции:
1) раскрыть базовые вопросы содержательной линии «Числовые системы» ШКМ: числовые системы (натуральные числа; целые числа; рациональные числа; действительные числа) и их основные компоненты (понятие, сравнение, операции, свойства операций); схема расширения числовых множеств; основные теоремы и способы их доказательства (о бесконечности множества натуральных чисел; о бесконечности множества простых чисел; о разложении натурального числа в произведение простых множителей; о представлении обыкновенной дроби в виде десятичной);
2) раскрыть базовые методы математики: аксиоматический метод при конструировании числовых систем; метод от противного при доказательстве бесконечности множества натуральных числе, множества простых чисел, единственности разложения натурального числа на простые множители, метод доказательства существования;
3) выделить элементы математической культуры как компетенции:
|
|
- идея аксиоматического метода на примере системы натуральных чисел;
- о выделении двух частей в теореме: существование и единственность и способах их доказательства на примере теорем о разложении натурального числа на простые множители;
- о теоремах-свойствах, о теоремах-признаках на примере делимости суммы (произведения);
- применение определения в обе стороны на примере делимости чисел;
- о понятии критерий и способах доказательства критерия на примере признаков делимости;
- о необходимых и достаточных условиях на примере теоремы о представлении обыкновенной дроби в виде десятичной;
- о выделении двух формул в тождестве на примере основного свойства дроби;
4) раскрыть способы организации записей лекции как компетенции: обозначение подразделов в заголовке раздела; использование таблицы для отражения взаимосвязанных вопросов; составление обобщающих схем (опорных конспектов).
Задание
1. По формулировке темы лекции сформулируйте вопросы, на которые предполагаете получить ответ.
___________________________________________________________________________
2. По формулировкам целей лекции сформулируйте вопросы, на которые предстоит ответить в лекции?
План лекции.
I. Натуральные числа.
II. Целые, рациональные, действительные числа.
III. Особые вопросы.
I. Натуральные числа (идея аксиоматического подхода; свойства натуральных чисел; делимость натуральных чисел).
Организация записей как компетенция
Обозначайте разделы содержания лекции в заголовке рассматриваемого вопроса; это помогает в организации записей лекции.
В организацию записей входят действия: указание подзаголовка содержания; ведение нумерации вопросов; контролирование того, все ли вопросы изложены.
|
|
1. ________________________________________________________________
В математике (и не только) встречается два способа введения новых понятий:
а) новому понятию дают определение, т.е. отвечают на вопрос: «Что это такое?»; в определении указывается, во-первых, к какому классу объектов относится понятие, во-вторых, какими свойствами понятие характеризуется;
Например. Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.
Класс, к которому относится понятие – это? (______________); какими свойствами обладает? (свойства: 1) ___________________; 2) ____________________)
б) для введения первичных понятий используется прием: вместо того, чтобы, характеризуя объект, отвечать на вопрос: «Что это такое?», задаются вопросами: «Какими свойствами обладает определяемый объект?», «Что можно с ним делать?», «Как он взаимодействует с другими объектами?». Описание понятия отражается в аксиомах.
Например. Первичное понятие – прямая.
Какими свойствами обладает определяемый объект?
(Свойство: ______________________________________________________________).
Что можно делать в связи с понятием прямой, исходя из данной формулировки свойства? (Действие: _____________________________________________).
Взаимодействие с какими другими объектами указано в данном свойстве? (Взаимодействие с _________________).
Натуральное число является первичным понятием. Аксиомы натуральных чисел будут рассмотрены в курсе алгебры.