Образовательная функция является основой учебного процесса

Воспитательная функция является объективной закономерностью процесса производственного обучения. Обучение не зависимо от мастера, воспитывает учащийся. Обучение формирует либо положительные, либо отрицательные качества все зависит от содержания форм, методов, организации и условий обучения и его педагогического мастерства. Задача мастера – максимально использовать и развивать воспитательные возможности производственного обучения; обучение на основе участия учащихся в выполнении серьезных, нужных, полезных работ; организация обучения таким образом чтобы учащиеся видели свой труд, результат.

Воспитательная функция – формирование у учащихся основ профессионального убеждения, уважения к труду, к людям труда, высокие нравственные качества, трудовой дисциплины добросовестности. Воспитание коллективизма, дружбы, товарищества,ответственности, инициативы. Учитывая важность этой функции учебный процесс называют учебно- воспитательным Развивающая функция производственного обучения играет большую роль в условиях развития научно-технического прогресса. В трудовом процессе и производственном обучении на первом плане выступает умение выполнять технические расчеты, планировать и организовывать труд, контролировать ход и результаты автоматизированного технологического процесса, выявить и устранить неполадки. Все это требует развитых умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно разбираться в производственной обстановке. Развивающая функция – формирование у учащихся рациональных приемов мышления, развитие познавательной деятельности, самостоятельности, формирование привычек к самообразованию, культуры учебного и производственного труда. Творческого мышления в процессе производственного труда.

Все основные функции процесс обучения тесно взаимосвязаны. Чем выше уровень воспитанности учащихся, тем эффективнее обучение.

Лекция 5-6. Содержание производственного обучения.

1) Документы, определяющие содержание производственного обучения (стандарт НПО, учебный план, программа производственного обучения, тематический план, профессиональная квалификационная характеристика).

2) Средства производственного обучения.

Содержание производственного обучения - это совокупность практических знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает подготовку рабочего определенной профессии и уровня квалификации.

Документы, определяющие содержание производственного обучения: 1 ) Федеральный государственный стандарт профессионального образования

Для понимания роли государственного стандарта профессионального образования в социально-экономической системе общества важны функции стандарта. Проще говоря, следует задать вопрос: кому и зачем он нужен? Во-первых, преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учетом своих возможностей и интересов; во-вторых, – администраторам, работникам системы профессионального образования (от федеральных чиновников до директоров учебных заведений) для формирования адекватных механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля за учебно-воспитательным процессом; в-третьих, – работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации высвобождаемого и незанятого населения; в-четвертых, – так называемым социальным партнерам (работодателям, профсоюзам и лицам наемного труда) для сознательного вступления в трудовые отношения, регулирования вопросов штатного расписания, тарифных ставок и окладов – всей системы иерархий, основанных на квалификации и профессиональной компетенции; наконец – нашим партнерам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.

Таким образом, необходимо учесть интересы всех указанных субъектов, обеспечить понимание документов стандарта каждым из субъектов и взаимопонимание между ними при решении двусторонних и многосторонних вопросов профессионального образования. В рамках рассмотрения понятия государственного стандарта важно сформулировать общие требования к стандарту, вытекающие из ранее определенных его основных функций.

1) Прежде всего, стандарт должен стать основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Соответственно, он должен включать все необходимые компоненты, связанные с понятием «качество профессионального образования». В широком смысле качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросам отдельной личности и общества в целом, государства и сложившихся областей продуктивной деятельности человека.

2) Стандарт профессионального образования должен служить социальной

гарантией членам общества, их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках труда с одной стороны и удовлетворять их персональным потребностям с другой. Следовательно, он должен быть приемлемым для всех регионов и субъектов федерации, посильным для обучаемых как по содержанию, так и по объему, опираться на реально существующие в обществе ресурсы, стыковаться с зарубежными образовательными стандартами. 3) Создание условий для свободного функционирования в России системы непрерывного образования.

В связи с этим образовательные стандарты всех звеньев системы непрерывного образования должны быть преемственны, хорошо взаимодействовать в пограничных содержательных областях.

4) Должен служить основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений, разработки стандартов профессионального образования более высокого уровня т.е. должен иметь внятную дидактическую и методическую интерпретацию. При этом предпочтительно максимально сохранить принятую в стране систему документов, что позволит работникам профессионального образования быстрее адаптироваться к новым требованиям. Характеристика основных компонентов государственного стандарта НПО:

Модель учебного плана является элементом государственного стандарта профессионального образования, имеющим принципиальное значение для определения его архитектуры. Модель учебного плана – документ рекомендательного характера представляющий собой модель содержания и организации обучения по соответствующей образовательной программе (без учета специфики конкретных профессий). Содержит информацию об исходном и конечном уровне общего образования, предполагаемых сроках обучения (ступени квалификации), о циклах, курсах, предметах, составляющих содержание образования соответствующего уровня. В модели указывается примерное количество часов, которое отводится на циклы предметов, консультации, экзамены; резерв времени, который может быть использован в соответствии со спецификой региона. Модель учебного плана рассчитана на 36-часовую недельную нагрузку, т.е. на шестидневную рабочую неделю. Модель включает в себя два цикла предметов: общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Рабочий план училища – учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения. Он составляется на основе примерного регионального с учетом конкретной специализации. Рабочий учебный план отражает особенности данного училища и может разрабатываться как на длительный период, так и включать текущие коррективы. Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последовательность изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные положения и закономерности формирования профессиональных знаний, умений и навыков. К ним относятся: научность, систематичность, последовательность, реализация межпредметных связей и т.д. Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую или блочно-модульную структуру, которая обеспечивает возможность формирования системы научных знаний, умений и навыков, их логическую взаимосвязь, последовательность введения в учебный процесс. Принцип последовательности в современных учебных планах подготовки специалистов выражается в ступенях профессионального обучения. В состав учебного плана входят: график учебного процесса и план учебного процесса.

График учебного процесса – документ, который показывает длительность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, виды практик и их деятельность, данные о распределении часов на различные виды обучения. Важным разделом учебного плана является план учебного процесса, в который входят циклы (блоки) учебных дисциплин, их состав, общий объем изучения и распределение объема часов по полугодиям и учебным неделям. Учебные предметы, включенные в учебный план, характеризуют два вида подготовки квалифицированных рабочих: профессиональную и общеобразовательную. Каждый вид подготовки имеет самостоятельную цель в формировании знаний, умений и видов профессиональной деятельности будущих специалистов.

Структура учебных планов является основой для составления учебных программ по отдельным предметам, в которых находят свое отражение конкретные цели, задачи, принципы общеобразовательного и профессионального обучения, содержание предмета.

Таким образом, выделяющиеся в теоретическом обучении три цикла предметов – общеобразовательные, политехнические, специальные, а в практическом – производственное обучение и заводские практики – могут быть ориентированы на существенно более высокий уровень.Все предметы в учебном плане располагают так, чтобы обеспечить связь между ними. Время на изучение каждого предмета определено с учетом его важности для профессиональной подготовки. На производственное обучение, которое является основой профессиональной подготовки, отводится более 60 % всего учебного времени.

Учебная программа – документ, который содержательно раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету типового учебного плана.

Учебная программа (рабочая) – это учебная программа, разработанная на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования.

В этом документе определяются объем знаний, умений и навыков, последовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изучение. В программе производственного обучения (в систематизированном виде) приводится перечень тех видов технологической деятельности, которыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения удовлетворяли требованиям профессиональной характеристики.

Требования к содержанию программ производственного обучения:

- универсальность: содержание учебной программы должно обеспечивать возможность готовить рабочего для любого пред­приятия данной отрасли производства; - всесторонность: отражение задач образования, воспитания и развития учащихся;

- связь теории и практики: по содержанию и времени изучения взаимосвязанного материала; - современность: соответствие требованиям научно-техниче­ского прогресса;

- системность, систематичность, доступность;

- утилитарность: обучение на основе производительности тру­да учащихся; преемственность: а) с содержанием трудового обучения в средней школе; б) между основными этапами производственно­го обучения - в учебной мастерской, в условиях производства, производственная практика; - перспективность: обеспечение возможности профессиональ­ного роста подготовленного рабочего; - -- мобильность: обеспечение возможностей быстрого освоения смежных по технологии работ; расширение профиля подготовки.

Квалификационная характеристика определяет ряд параметров:

1) Включает точное наименование профессии и специальности, уровень квалификации по данной профессии.

2) Содержание и сложность работ, которые должен уметь выполнять рабочий данного квалификационного разряда.

3) Определяет требования предъявляемые к рабочим в отношении технических знаний, для выполнения работ по данному тарифному разряду.

Эти параметры позволяют сформулировать ясное представление о том, что должен знать и уметь воспитанник училища.

Структура профессионально-квалификационной характеристики.

Производственно-технические условия труда. Психологические и физические особенности труда. Требования производства к общей и профессиональной подготовки.
1) Предмет труда (на что воздействует рабочий) 2) Орудия труда (чем воздействует рабочий на предмет труда). 3) Содержание труда (виды работ, технологические процессы, операции, приёмы). 4) Результат труда. 5) Условия труда производственные и санитарно-гигиенические. 6) Организация труда. 1) Сенсорные процессоры персептивные действия (особенности зрительных, двигательных, осязательных и др. ощущений и восприятий). 2) Умственная деятельность (особенности наблюдения, памяти, мышления, воображения и т.п. психических процессов). 3) Моторные действия (особенности силовых, пространственных компонентов действий, координация, ловкость и т.п.). 4) Особенности внимания. 5) Качество личности, способствующие 6) Физическая тяжесть труда 1.Общеобразовательные, общетехнические и специальные знания 2. Необходимый уровень исходных умений и навыков – общих специальных 3. Массовость профессии или группы профессий 4. Специальные требования к порядку допуска рабочих к производству работ 5. Медицинские показания и противопоказания 6. Соответствия требованиям ЕТКС 7. Перспективы роста квалификации

Профессионально-квалификационные характеристики разрабатываются, как правило, министерствами или ведомствами, для которых подготавливаются рабочие по соответствующим профессиям (группам профессий).

Существенное значение в процессе производственного обучения отводится средствам обучения. Средства обучения способствуют реализации целей производственного обучения (образовательной, воспитательной, развивающей) и обеспечивают обучающую деятельность мастера производственного обучения и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса (таблица 3). Средства производственного обучения разделяются на две части: учебно- производственные и дидактические. Средства обучения как компонент дидактической системы выступают в качестве объекта между мастером и учащимся для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Они оказывают решающее влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление личности. Так, например, достаточно широкое использование средств новых информационных технологий неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся, не замыкающиеся рамками традиционного урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: