Принципы производственного обучения

1) Политехнический принцип.

Политехническое образование предусматривает овладение системой научных основ современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания. Общепрофессиональные включают в себя знания: об общих основах классификации техники и принципах, лежащих в основе технологии производства конкретной отрасли; о классификации материалов и способах их получения; о стандартизации, технике измерения и оценке качества продукции; об экономике, экологии, организации труда; о новой технике и технологии производства отрасли. Специальные знания раскрывают сущность конструкции оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых для выполнения отдельных операций и видов работ, правила их эксплуатации, технологических процессов, особенности изготовления изделий и др. Осуществление принципа политехнического обучения требует соблюдения следующих условий:

- соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники; - организация учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний; - связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью; - доступность пониманию учащимися, соответствие их возрастным особенностям; - возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся; - опора на базовые общеобразовательные знания и умения; - информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода; - системность; - соответствие содержания обучения имеющейся материально технической базе ПТУ, - учет факторов, влияющих на производительность труда.

2) Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики.

Связь обучения и труда, теории и практики – процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельности органически связаны одна с другой. Поэтому важно, чтобы преподавание всех учебных предметов было направлено на подготовку и сознательное включение учащихся в производственную деятельность.Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий:

- теоретическое знание должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях; - в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания, умения по различным отраслям науки; - для эффективной реализации подготовки рабочих широкого профиля необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производства; - интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали – объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали – взаимосвязь специальных знаний и умений.

3) Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе.

Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач трансформацию их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения.С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действий методов обучения, разработки профессионально-квалифицированных характеристик, учебных планов, программ и учебников.

4) Принцип профессиональной мобильности.

Предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видения и понимания перспектив развития производства. Цель обучения и состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели профессией, но и развили свой интеллект. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда.

5) Принцип модульности профессионального обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информаций и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Цели, содержание и методику организации модульного обучения определяют следующие аспекты: выделение из содержания обучения обособленных элементов, динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, видение перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность. Реализация принципа модульности обеспечивает:

- интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения цели субъекта; - постоянный поиск альтернативных путей достижения цели субъекта и того варианта обучения, который подлежит реализации; - ориентацию субъекта на перспективу повышения уровня профессиональной подготовки по обучающим модулям.

Модули обладают механизмом, позволяющим отражать происходящие изменения в науке и технике, для широкого и оперативного обновления содержания обучения.

6) Принцип систематичности и последовательности. Осуществление этого принципа требует соблюдения следующих условий:

- планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного периода, периода освоения профессии, контрольно-заключительного; - соблюдение последовательности формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения; - опора на базовые общеобразовательные знания и умения; - упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний.

Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть.

7) Принцип создания окружающей среды. Создание обучающей среды предполагает, прежде всего, создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.

8) Принцип компьютеризации педагогического процесса. Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно-вычислительных средств во все сферы жизни. Во-первых, компьютер расширил возможность предъявления учебной информации; во-вторых, позволил усилить мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого материала: в-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.

9) Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребования не рынке труда.

Лекция 3-4. Сущность процесса производственного обучения.

1) Основные компоненты процесса производственного обучения (деятельность учащихся, деятельность мастера). 2) Профессиональные знания, умения, навыки. 3) Реализация обучающей, воспитывающей и развивающей функций в процессе производственного обучения.

Учебный процесс подготовки квалифицированных рабочих включает две основные формы: Теоретическое обучение (общий объем обучения занимает 40,60%). Ведущая деятельность у преподавателя.

Производственное обучение - ведущая деятельность у мастера производственного обучения.

Характеристики учебного процесса:

1) Учебный процесс- это целенаправленное, последовательно изменяющиеся взаимодействие обучающего (мастер по, преподаватель) и учащихся, входе которого решаются задачи образования и развитие учащихся.

2) Основные обязательные компоненты процесса обучения: цель, содержание, деятельность учащегося, средства обучения, формы и методы.

3 )Процесс обучения - возможен при условие тесного взаимодействия педагога и учащихся.

Все основные компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны. Для процесса обучения характерны основные закономерности, которыми необходимо руководствоваться при организации учебного процесса:

- обучение, воспитание и развитие учащихся происходит в процессе их деятельности;

- результаты обучения зависят от осознания учащимися целей обучения, уровня познавательной и учебно- производственной активности учащихся;

- успешность обучения зависит от владения учащимися учебными умениями;

- результативность усвоения знаний и умений зависит от мотивации учения, интереса и внимания обучающихся;

-результаты, усвоения учебного материала зависят от индивидуальных способностей и склонностей обучающихся, развития их памяти и особенностей мышления;

-качество знаний и умений обучающихся зависит от эффективности управления учебным процессом со стороны педагога;

Деятельность учащихся - учение систематический, сознательный и целенаправленный учебно-производительный труд учащихся по выработке умений и навыков.

Структурные элементы учения: цель, содержание, деятельность, результат.

Учебно-производственная деятельность рассматривают с двух сторон – внешне предметные действия и внутренняя.

Внешняя (практическая) сторона учения учащихся прояв­ляется в выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и т. п. действий, составляю­щих сущность их учебно-производственной деятельности.

Внутренняя (умственная) сторона учебной деятельности включает восприятие и осмысливание указаний мастера, обду­мывание и планирование предстоящей работы, способов контро­ля и самоконтроля, мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предложений, их про­верку и т. д.

В результате единства внешней и внутренней сто­рон учебной деятельности у учащихся формируются умения и навыки, закрепляются, расширяются, конкретизируются ранее приобретенные знания.

Деятельность мастера - инструктирование – этодеятельность мастера по сообщению учебной информации, организации и руководству учением учащихся, контролю за ходом и итогом организованного учения.

Основные компоненты инструктирования: 1 ) Прогнозирование – проектирование шагов учебного процесса (перспективно-тематическое и текущее планирование, оснащение учебных мастерских). 2) Организация учебного процесса – создание условий для успешного решения учащимися познавательных учебно-производственных задач.(рациональное сочетание учебных и производственных задач производственного обучения, создание ситуаций проблемности, индивидуализация обучения)3)Регулирование процесса обучения включает 2 стороны:

а) руководство и направление познавательной практической деятельности учащихся;

б) постоянная корректировка собственной деятельности на основе наблюдения.

4) Контроль хода и итогов учебного процесса. Контроль и анализ учебных успехов учащихся и самоконтроль.

Задачей производственного обучения является формирование профессиональных навыков и умений. Для сформированного профессионального умения характерны: точность и скорость выполнения действий, стойкость, прочность, гибкость.

Профессиональное умение м ожно определить, как готовность выполнять трудовое действие сознательно, подбирая и правильно применяя целесообразные в данных условиях способы его осуществления и добиваясь благодаря этому высоких качественных и количественных результатов труда.

Этапы формирования умения:

первый - первоначальное умение. Осознание цели действия и поис­ки способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок;

второй - недостаточно умелая деятельность. Знания о способах вы­полнения действия и использование ранее приобретенных, не специфи­ческих для данной деятельности навыков;

третий - отдельные общие умения. Ряд отдельных, высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности (уме­ние планировать свою деятельность, организаторские умения и т. п.);

четвертый - высокоразвитое умение. Творческое использование зна­ний и навыков данной деятельности; осознание не только цели, но и мо­тивов выбора способов ее достижения;

пятый - мастерство. Надежное творческое использование различ­ных умений.

Профессиональное умение достигается постоянно и превращается в навык, когда учащийся в результате многократного повторения действия в одних и тех же условиях начинают выполнять легко и быстро, автоматически.

Навык – это образовавшийся в результате упражнений автоматизированный компонент сформированного умения.

Основные виды навыков и умений:

Умственные – способность быстро и без специального обдумывания применять имеющиеся знания и опыт для решения задач, осмысливать обстановку (изучение документации, планирование производственного процесса).

Сенсорные – главная деятельность органов чувств (определение t по цвету металла) - имеют решающее значение в умениях, необходимых для контроля производственного процесса.

Двигательные (моторные) – основное значение имеет готовность правильно выполнять трудовые движения (обеспечить точность, скорость, силу). Роль эти навыки играют в умениях, связанных с осуществлением производственного процесса движения рук, движение рук и ног, всего тела.

Сенсорно-двигательные – включающие восприятие и ответные двигательные действия (навыки формирующиеся при изучении машинно-ручных процессах).

Волевые – дисциплина.

Каждый навык проходит ряд этапов формирования этот процесс называется автоматизация навыка:

I этап – начало осмысливания навыка II этап – сознательное, но неумелое выполнение III этап – автоматизация навыка IV этап – высокоавтоматизированный навык.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: