double arrow

Психическое развитие: условия, источники, факторы. Возрастная периодизация (Э. Эриксон, Д. Эльконин)

Развитие – процесс необратимых качественных изменении, протекающих во времени и сочетающий приобретения и потери.

Психическое развитие - появление новообразований в структуре психики и новых форм и видов деятельности.

Ведущий тип деятельности – учебная!

Концепции развития:

1. Биологизаторские (природные) – все заложено природой, ничего развивать не надо.

2. Социологизаторские (социология) – для развития необходима социальная среда.

Возраст – это этап развития человека, характеризуемый специфическими закономерностями формирования организма и устойчивыми физиологическими и психологическими особенностями.

Условия: материал условия, жилищные условия, традиции в семье (религия).

Факторы;

Биологизаторы признают природные явления в человеке, жизненные процессы как решающие, определяющие его развитие. Они выдвигают тезис о том, что генетическая программа руководит социальным поведением людей. Соиализаторы решающим фактором считают внешнее влияния, роль биологического, с их точки зрения, ничтожна. Оба эти подхода не видят взаимодействия и взаимовлияния этих факторов друг на друга. В психологии эта проблема решается диалектически, рассматривая действие этих факторов в единстве. К биологическому фактору относят наследственность и врождённость, т.е. с чем появляется младенец на свет. Прежде всего по наследству передается человеческие особенности строения нервной системы головного мозга, органов чувств, физические признаки (походка, строение речедвигательного аппарата). Наследуют дети и инстинктивные потребности (в пище, в тепле). Носителями наследственной inf являются гены. Но не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. К биологическому фактору относится и врождённость. Отдельные врожденные особенности являются условиями внутриутробной жизни младенца (влияние алкоголя, курения). Итак, биологический фактор имеет важное значение, он определяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особ-ми строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Чел-к как личность формируется под определяющим воздействием социальной среды. Опред влияние на развитие психики оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце и т д. Ее влияние косвенное (через соц среду, труд деят-ть). Осн толчок психич развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Вне общения с др людьми нет развития психики. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, овладевает речью.

Современная психология развития говорит о сложной детерминации психического развития и относит к факторам:

Наследственность, псих особенности, среда (прир и соц).

Психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий и причин (холерик и - преломление).

Л. С. Выготский считал что соц среда является не только условием но и источником развития, потому что в среде в готовом виде содержатся эталоны поведения, деятельности, мышления и прочие.

Но ребенок не может непосредственно усвоить эталон. Для этого необходим спец организованный процесс воспитания и обучения.

Обучение – внутренне необходимый всеобщий момент в процессе развития, неприродных, но исторических особенностей человека. Обучение не равно развитию!!

«Обучение ведет за собой развитие», Обучение – движущая сила развития.

Выготским введен термин соц ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Выготский внес большой вклад в изучение этого?. Он внес идею о 2х уровнях развития: уровень актуального развития (как запас знаний и умений, которые уже сформировались у ребенка) и зона ближайшего развития (уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослыми, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослыми, но не проявляющийся в рамках индивид-ой деятельности).

Периодизация-разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные группы (этапы). Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития; специфику отд. возрастных этапов. Выделяют несколько возрастных периодизаций.

Периодизация Э. Эриксона. В основе лежит формирование идентичности, на каждом этапе идет выбор между + и -.

1стадия–младенчество(0-1,5) форм-е базисного доверия к миру (надежда против безнадёжности (чувство доверия или недоверия);

2стадия(1,5-4) -раннее детство форм-е воли (самост-ть против зависимости);

3стадия (4-6)-возраст игры(инициатива против вины»)

4стадия(6-11)- школьный возраст(трудолюбие против неполноценности);

5стадия(11-20)- осознание себя и своего места в мире(личная идентичность против ролевого смешения);

6стадия(21-25) -молодость (форм-е интимности против изоляции(любовь));

7стадия(25-50-60) -зрелость (выбор м\д личностным ростом и застоем(забота));

8стадия(после 60)-зрелость (форм-е целостности, универсальности против отчаяния(мудрость)).

Периодизация Д.Б. Эльконина.

Ø Каждая эпоха детского развития открывается ориентацией в сфере человеческих отношений.

Ø Действие не может дальше развиваться если оно не встроено в новую систему отношений ребенка с обществом.

В отечественной психологии принято считать, что этапы развития оцениваются с т.з.4-х критериев:

1) соц сит-я развития-это своеобразное соч-е того, что сформировалось в психике реб и тех отношений, кот-е устанавливаются у ребенка с социальной средой

2)ведущая деятельность (понятие ввёл Леонтьев) - деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики

3)новообразование -те качественные особенности психики, кот-е впервые появляются в данный возрастной период

4)возрастной кризис. Н-р:мл шк возраст: ВД-учеб, ССР - изменение системы отношений, Новообр- рефлексия, внутренний план действий, Кризис 6-7лет.

Выделил след этапы:

1)Младенчество(0-1)ведущ деят-ть - эмоционал общение со взрослыми

2)раннее детство(1-3)ведущ деят-ть - предметная

3)мл и сред дошк возраст(3-4,5)ведущ деят-ть - ролевая игра

4)старший дошк возраст (4.5-6,7)

5)Мл шк возраст(6,7-10,11)-ведущ деят - ть-учебная

6)Подростковый возраст(10,11-13,14)ведущ деят – ть - интимно- личностное общение в учеб сфере и др видах деят-ти

7)Ранняя юность(15-17)вед леят-ть - учебно профессиональная.

ВОПРОС № 2. (3)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: