Развитие личности младшего школьника

Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в мл.шк. возрасте. Переход к школьному обучению и новому образу жизни, связанному с положением шк-ка, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает для дальнейшего формирования его личности. Однако формирование личности ребенка практически идет разными путями в зависимости, во-первых, от того, с какой мерой готовности к шк-му обучению приходит ребенок, и, во-вторых, от системы тех педагогических воздействий, которые он получает. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом к самим знаниям. При этом интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу. Мл. шк-к–еще ребенок, зависящий от взрослого, значимого для него, и необыкновенно привязанный к близким. Это, наверное, самое главное в понимании этого возраста и нашего влияния на податливую, меняющуюся, растущую личность ребенка. Мл.шк. возраст–последний период детства. Впереди–отрочество, следующий возрастной этап, когда ребенок превращается в подростка и отделяется от родителей и учителей, ориентируется на сверстников и молодежь. Тогда гораздо труднее будет «вложить» в него свои взгляды на жизнь, свои ценности и идеалы, отношение к миру, к людям и делу. Мл. шк-ку присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое. Но эмоции уже не так легко сменяют друг друга и не так явно проявляются, как в дошкольном детстве. В мл.шк. возрасте многое зависит от школьного обучения–от степени его успешности (успеваемости), особенностей отношений с учительницей, внимания к учебе, проявляемого в семье, системы поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами и т.п. Учебную деятельность каждого ребенка всегда побуждает целый комплекс мотивов. Учителя стремятся в первую очередь развивать познавательную мотивацию–ориентацию на сод-ие и процесс учебной деятельности. Это ценный учебный мотив, поскольку материал интересен ученику, а выполнение действий вызывает удовольствие. Развитию познавательной мотивации способствуют особое построение обучения, увлекательное, эмоциональное изложение уч. мат-ла учителем, поддержка детской любознательности в семье. В мл.шк. возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с уч. деят-тью: потребность точно выполнить требования учителя, потреб-ть в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потреб-ть быть лучшим учеником, потреб-ть в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте явл-ся познават-е потреб-ти. Младший школьный возраст -начало школьной жизни. Уч. деят-ть становится д/него ведущей. В начале мл.шк-го возраста ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой соц. позиции- позиции шк-ка, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми уч. работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутр. позиции коренным образом меняет его самосознания. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”. Шк-ая успеваемость явл-ся важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, на самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способ-ей, умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самопознания. В основе управления процессом самовоспитания лежит организация осознания детьми своей личности, процесса и средств самовосп-я. Управление усвоением нравственных норм и принципов общества, трансформацией их во внутренние требования осуществляется в процессе организации пед-их образцов деят-ти, перевода образцов-ориентиров в личные образцы, установления единства требований восп-я и самовосп-я. Специфика управления процессом самовосп-я закл-ся в организации усвоения детьми образцов деят-ти по самосовершенствованию, осознания детьми своей личности, процесса и средств самовосп-я. При условиии формирования образцов самовосп-я, адекватных пед-ким образцам, самовоспитание осущ-ся в соответствии с требованиями воспитания, способствует воспитанию.

ВОПРОС № 6 (10)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: