Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника

Эмоционально волевая сфера – свойства человека, характеризующие содержание, качества и динамику его эмоций и чувств. ЭВС является важным условием учебной деятельности.

Эмоции – процессы, отражающие оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Информация об эмоциональном состоянии ребенка выражена эмоциональным фоном. Фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный – подавленность, плохое настроение, растерянность.

В эмоциональную сферу кроме эмоций входят переживания и чувства. Чувства: высшие и обыденные.

Основное в воспитании чувств ребенка – научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свои гнев, бурное раздражение, бурное веселье. Это достигается только тренировкой.

Чувства развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками (Немов РС). Проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия. У младших школьников в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения.

Развитие волевых качеств ребенка происходит, если:

1) цели, которые он должен достигнуть, понятны и осознаны;

2) видит начало и конец своей деятельности;

3) деятельность является соразмерной его возможностям- это обеспечивает переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале;

4) ребенок знает и понимает способ выполнения деятельности, видит этапы достижения цели;

5) внешний контроль за деятельностью ребенка постепенно сменяется на внутренний.

С точки зрения волевой регуляции поведения важно, чтобы задачи были оптимально сложны. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьников, отказ от усилий. Слишком легкие не способствуют развитию воли, т.к. учащиеся привыкнут работать без особых усилий.

При обучении учитель должен организовать такую деятельность, чтобы уч-ся видели свое продвижение к цели и осознавали его как следствие собственных действий и усилий. В связи с этим огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя как во время классной работы, так и при д.з. Указания учителя стимулируют учебные действия стимулируют волевые действия учащихся.

Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием мл школьника.

В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получают из учебников и доп. литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно – мотивационной сферы – важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера.

Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Руководящая роль в формировании адекватного поведения школьников принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам).

Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы.

Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора.

Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма.

Таким образом, учебная деятельность обладает большими ресурсами для развития эмоционально-волевой сферы.

ВОПРОС № 4 (5)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: