Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

ПИД – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под рук-вом специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).

В кач-ве осн.ср-ва организации ПИД выступает СИ исследовательских заданий, которые определяются как задания, содержащие проблему.

Решение проблемы требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых уч-ся открывают ранее неизвестные для них знания.

Термин «исследовательский метод» предложен Б.Е. Райковым, который охарактеризовал его как «метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте…»

Сущность исследовательского принципа (или исследовательского метода в обучении) по И.Я. Лернеру: в ходе обучения основам наук и трудовым процессам ученики знакомятся с методами исследования, применяемыми в каждой области знаний, и усваивают доступные им элементы исследовательской методики, в результате у школьника формируют навыки самостоятельного добывания новых знаний путем исследования явлений природы или общества.

Современное обоснование исследовательскому принципу в обучении дали Б.А. Голуб, М.В. Кларин, А.В. Леонтович, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Е.А. Шашенкова и др.

Исследовательский метод (Б.А. Голуб): это «способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т.п.)».

Научно-пед.исследование Е.А. Шашенковой показало, что исслед.принцип в совр.обучении перерастает в его новый тип – «исслед.обучение» или «обучение по исследовательскому типу».

Исслед.обучение (М.В. Кларин) – это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем.

Гл.ос-ть исслед.обучения, выявленная А.И. Савенковым - «активизировать уч.работу детей, придав ей исслед-й, творч.хар-р, и, т.о., передать учащимся инициативу в орг-и своей познав.деят-ти».

Психологами (Э.А. Баранова, А.М. Матюшкин, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова и др.) установлено, что поисковая активность детей дошк.и мл.шк.возраста проявляется в форме вопросов. Вопрос предст.собой тип суждения, предполагающий недостаток инф-и о соответствующем объекте и требующий ответа, объяснения. Вопрос как особая форма мысли отличаются от других высказываний тем, что в нем отсутствует утверждение или отрицание, а выражается лишь запрос, поиск, направленный на устранение незнания.

Классификация поисковых вопросов (по Н.Б. Шумаковой)

  • Устанавливающие вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования (кто?, что?).
  • Определительные вопросы, направленные на определение временных, пространственных, количественных характеристик и свойств объекта (где? когда?, сколько?, как?, какой?, с какой целью? и т. п.).
  • Причинные вопросы, связанные с познанием объекта в его многосторонних связях и отношениях и направленные на выявление происхождения, сущности, причин, связей и смысла явления (почему?, как связаны? и т. п.).
  • Вопросы-гипотезы, связанные с предположениями, с их истинностью («Может быть, это...?» и т.п.).

Развитие исследовательских способностей детей происходит не просто в условиях самостоятельной исследовательской практики, а благодаря специальной организации педагогом системы вопросов, направляющей поиск.

И.Я. Лернер обратил внимание, что на первой стадии - «наблюдение фактов и явлений» - наблюдение должно быть организовано так, чтобы «учащиеся были поставлены перед необходимостью заметить вопрос, заложенный в изучаемом факте или явлении и требующий поисков ответа»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: