1. Почему для сталинского окружения было важно устранение от власти популярных советских полководцев?
2. Оцените изменения в структуре партии, в чем заключалась их главная цель?
3. Назовите наиболее громкие политические дела послевоенного времени. Какова была их цель?
4. Сделайте вывод о причинах смены идеологических установок в послевоенные годы.
Вводное слово учителя.
Учитель дает краткую характеристику последствий 2 мировой войны для СССР:
- Победа в войне предоставила СССР возможность демократического обновления;
- Война укрепила авторитет сталинского режима;
- Возникла идеализация довоенного времени.
Отсюда возникают две альтернативы послевоенного развития.
На уроке предстоит выяснить, насколько реальной была в СССР демократическая альтернатива развития общества?
- Насколько она напоминала о себе?
- Какие факторы привели к тому, что она не была осуществлена и реализована?
Анализ архивных материалов сегодня показывает, что сразу после войны даже в «верхах» наметились колебания относительно целесообразности дальнейшего проведения «жесткой линии».
|
|
Развитие событий в СССР и окончательный выбор альтернативы развития зависел от взглядов и действий конкретных людей. Что же это было за поколение послевоенного времени?
Предполагаемый ответ:
Психологический парадокс войны заключался в том, что она породила два типа личности.
Первый – неординарные, способные идти на риск, принимать самостоятельные решения люди. Именно война приучила их критически мыслить, это один из главных нравственно-психологических итогов войны.
Другой – личности с преобладанием исполнительского «синдрома».
Вопрос:
Какой тип личности победил и почему? Какие причины привели к тому, что критический «запал» поколения победителей так и остался до конца нереализованным?
Этот критический «запал» поколения способствовал созданию общей атмосферы дискуссий. Послевоенное время это время – это время многочисленных дискуссий по различным вопросам. Экономическое и социальное развитие СССР в центре обсуждения.