Скульптура в римской империи

От времени ранней Римской империи дошло огромное количество самой разнообразной скульптуры, которая буквально заполняет многие музеи Западной и Южной Европы. Римляне, так же как и греки, любили скульптуру, не мыслили без нее оформление своего дома, города, площадей и храмов. Господствующей эстетической и концептуальной идеей, пронизывающей римскую скульптуру I —II вв., была центральная идея официальной культуры — идея величия Рима, мощи императорской власти. Эта идея воплощалась в разных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций на стенах различных зданий — храмов, триумфальных арок, алтарей, колонн, амфитеатров, —изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где действовали боги и герои, покровители Рима или царствующей династии. Наиболее выдающимися памятниками такого официального рельефа стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия, воздвигнутых ими в честь побед. С огромной художественной экспрессией переданы военная мощь Империи, неодолимая сила римского оружия и вместе с тем цивилизованный образ жизни, который они несут бесстрашным, но диким варварам. Показано художественное достоинство, высокое профессиональное мастерство, органическое слияние эстетических и концептуальных задач в рельеах колонны Траяна.По силе художественного изображения римского величия, цивилизаторской миссии Рима в мире.

В круглой скульптуре формируется официальное направление, которое разрабатывает в разных ракурсах, главным образом, портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев. Площади многих городов, общественные здания были заполнены портретными статуями этого типа. Большая их часть выполнена в традициях классицизма, предполагающего идеализированный образ могучего и мудрого правителя, тяготеет к прямолинейной монументальности и представляет небольшую художественную ценность.

Наряду с господствующими традиционными сюжетами богов, императоров, сильных мира сего в римской скульптуре, особенно в провинциях, увеличивается число изображений простых людей, в том числе женщин и детей.

В обильной продукции римских мастеров I—II вв. можно видеть самые различные художественные стили и направления, в рамках которых они могли умело подражать и лучшим скульпторам прошлого.

20)ФРЕСКОВОЕ ИССКУСТВО ДРЕВНЕГО РИМА. Живописное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпеи и Геркуланума. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великоле­пием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, освоением воздушной перспективы, развернутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удается передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхнос­ти персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а темно-зеленые листочки причудливо изо­гнутой ветки контрастируют с общей композицией.

21)Раннехристианское искусство — период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI—VII веках.

Раннехристианское искусство испытало сильное влияние архитектуры и искусства Древнего Рима: создатели христианского искусства переняли и римский архитектурный тип - базилику, модифицировали некоторые иконографические изображения и мотивы (добрый пастух, философ, ангел, рыбы, виноград и др.)

До 313 г. (в этом году христианство было узаконено в Римской империи) христианство не имело самобытной архитектуры, иконография складывалась из живописи в катакомбах, рельефов саркофагов, из украшений помещений, предназначенных для обрядов.

К 5 в. сформировалась христианская храмовая структура. Большие и маленькие базилики с баптистериями построены в Риме, Иерусалиме, Костантинополе и других городах Европы, Северной Африки, Малой Азии. Христианская базилика - удлиненное прямоугольное святилище, внутреннее пространство, которого дробится на 3.5, иногда 7 нефов, завершающихся апсидами.

Распространилась храмовая мозаика, рельефы саркофагов, украшались литургические принадлежности (реликварии из слоновой кости и металлические кубки, книжные оклады, стекло и металлическая посуда)

Со временем Восточная христианская архитектура и искусство приобрели своеобразные черты. Здесь сформировался Византийский стиль. Раннехристианское искусство оказало непосредственное влияние на последующее развитие средневекового пластического искусства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: