Искусство Древнего мира. Римской республики искусство


Римской республики искусство



сти обязательно включал в себя торговую пло­щадь). Неподалеку от святилища Фортуны Вири-лис находится круглый храм, посвященый Герку­лесу (по другим версиям — богине домашнего очага Весте). Он построен из греческого паросского мрамора, и его композиция отличается необыкно­венным лаконизмом и изяществом. Круглый храм окружен стройными коринфскими колоннами и в эпоху республики, вероятно, имел плоское или куполообразное перекрытие (в настоящее время он покрыт конусообразной крышей). Коринфский ордер, использованный здесь, в дальнейшем стал излюбленным в римском зодчестве.

Для архитектуры этой эпохи типичны большие градостроительные мероприятия. Вошла в упот­ребление планировка, повторяющая разбивку во­енного лагеря. В ее основе лежат две главные ма­гистрали — кардо (с севера на юг) и декуманум (с востока на запад). Принципы планировки древ­неримских городских ансамблей отразились и на архитектурной композиции форумов: для них ти­пичны симметрия, осевое построение, богато де­корированные фасады основных зданий, торже­ственный подход к центральному сооружению. Рим, как крупнейший из городов, имел несколько форумов разных эпох, отличавшихся большим или меньшим единством архитектурного замысла. Цен­тром города был римский Форум, расположенный в долине между двумя холмами (Капитолием и Палатином). На Форуме находились храмы, госу­дарственный архив, ораторская трибуна, базили­ки, где заключались торговые сделки и разреша­лись имущественные споры. Там же ставились и статуи прославленных римлян, а впоследствии — триумфальные памятники римским императорам. В отличие от форумов позднейшей постройки центральная площадь римского Форума имела не­правильную конфигурацию, так как застраивалась в течение многих десятилетий и даже веков. Облик составлявших его зданий неоднократно изменялся. К I в. до а э. относятся руины храма Сатурна, бази­лики Юлия, построенной Цезарем, круглый храм богини Весты и остатки храма Кастора и Поллук-са, сыновей Юпитера.

Расцвет архитектуры Древнего Рима и необхо­димость творческого и продуктивного переосмыс­ления зодческих традиций многих народов, в первую очередь греков, привели в I в. до н э. к необычайному расцвету теории архитектуры. Энциклопедией зод­ческой эстетики и строительной практики эпохи был трактат «Десять книг об архитектуре», со­зданный выдающимся зодчим, инженером и изобре­тателем Витрувием. Лозунг Витрувия был «Польза, прочность и красота». От архитектора в Древнем Риме требовалась не только всесторонняя специ-


альная образованность, включающая знание акус­тики, минералогии, почвоведения и ряда других прикладных наук, но и свободное владение осно­вами астрономии, истории, философии и, конеч­но, теории архитектуры.

Труд Витрувия был особенно знаменит в эпоху итальянского Возрождения, являясь образцом со­чинения на эту тему.

В жилой архитектуре Рима развивается тип дома с атриумом. Во II в. до н. э. центром компози­ции жилой усадьбы становится перистиль — ос­новной структурный элемент греческого зодчества, знаменовавший связь дома с естественной приро­дой и ставший особенно популярным в годы стре­мительного роста больших городов. Эта же тенден­ция сближения самой идеи жилища с ландшафтом нашла отражение в композиции римской виллы, нередко живописно расположенной вне пределов города. Типу аристократического жилища с его комфортом и великолепием противостоит рядовая застройка городских кварталов инсулами. На про­тяжении II — начала I в. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских со­оружений: базилики, термы, амфитеатры, римс­кий тип театра; различные инженерные построй­ки (арочные мосты, акведуки).

Необычайно яркой гранью Р. р. и. стало искусст­во скульптурного портрета. Своеобразие этого жанра особенно ярко выступает при сравнении римских портретов с произведениями греческих мастеров. Они генетически связаны с этрусской пластикой и отличаются подчеркнутой конструк­тивностью и суровостью образного строя. Наряду с официальной портретной скульптурой, служив­шей для украшения городов, создавались портреты по частным заказам. Они устанавливались в домах или на гробницах.

В период Республики появились также рельефы на исторические сюжеты, где бытовое правдоподо­бие, граничившее с обыденностью, сочеталось с эле­ментами мифологизации. В позднереспубликанской скульптуре развилось эллинизирующее направле­ние; приобрело широкий размах копирование гре­ческих статуй. Вероятно, влиянием эллинистичес­кого искусства объясняется большая популярность такого бытового мотива, как «Мальчик, вытаскива­ющий занозу». Эта эллинистическая статуэтка стала объектом многочисленных подражаний в римской скульптуре.

Важной областью художественной культуры пе­риода Республики была монументально-декоратив­ная живопись. Ее историческое развитие, сочетаю­щее реалистическую выразительность и нарочитую орнаментальность, ярче всего представлено фрес­ками, сохранившимися в домах Помпеев, Геркула-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: