Художественные стили

В произведениях искусства выражаются различные эстетические идеалы, по-разному ставятся задачи художественного творчества, используются разные средства, приемы, правила создания художественных образов. Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его индивидуальный стиль. Но существуют и общие черты, объединяющие творения целой группы авторов и типичные для искусства в течение достаточно долгого исторического периода. Художественный стиль есть единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху.

Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого художественные стили были едиными для всей культуры. Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были «многостильными». В них господствовали каноны, определявшие общие характерные черты художественных произведений в различных видах искусства и очень медленно изменявшиеся. К концу Средневековья уже наметилось в рамках единого для всей культуры художественного стиля сосуществования двух архитектурных стилей – романского и готического. Однако лишь в эпоху Возрождения начала складываться разностильность искусства. Стиль барокко стал стилем переходного периода от Возрождения к Новому времени. Классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм возникают и сосуществуют в искусстве Нового времени. В преддверии XX века наступает время, получившее название «эпохи модернизма», в котором отсутствует стержневой художественный стиль, появляется множество стилей, быстро сменяющих друг друга (импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и т.п.). В настоящее время искусствоведы говорят о постмодернизме как о художественном направлении, задающем тон в искусстве наших дней, с его новыми течениями (гипперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, неоклассицизм и т.д.).

Наука – это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда. Важнейшие отличительные черты научного знания следующие:

· Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт.

· Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.

· Воспроизводимость, проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.

· Логическая строгость, точность и однозначность.

· Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука – логически упорядоченная система.

Периодизация развития науки

1) До XVI в. н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2) XVI – XVII вв. – эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества.

3) XVIII – XIX в. – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.

4) XX в. – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений.

Наука– один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила!» – утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.

Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой – ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры – человек.

Контрольные вопросы

1. Поддается ли миф логическому анализу?

2. Почему миф имеет множество смыслов?

3. Опасно ли возрождение мифа?

4. Каковы возможные определения религии?

5. В чем специфика религиозного знания?

6. Что такое мировые религии?

7. Что понимается под художественной культурой?

8. Почему художественный образ может рассматриваться в качестве духовной предметности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow